Меню Рубрики

Устойчивость к стрессам в спорте

Важной специфической особенностью деятельности в спорте является наличие регулярного психологического напряжения очень высокой степени, обусловленного участием в спортивных соревнованиях, которые, как правило, насыщенны борьбой за первенство и высшие спортивные достижения разных по силам соревнующихся команд. Анализ существующих видов спорта с точки зрения наличия в каждом из них условий возникновения психического стресса в соревнованиях показывает, что нет и не может быть такого вида спорта, соревнования в котором не были бы источником стресса для соревнующихся спортсменов (Б.А. Вяткин, 2005). Научная новизна и теоритическая значимость заключается в изучении дифференциально-психологических особенностей взаимодействия человека со сложными игровыми ситуациями, проявляющихся в защитных и совладающих стратегиях поведении.

Что же такое стресс? Стресс является нормальным физиологическим ответом на события, которые заставляют нас чувствовать, что под угрозой находится наше выживание и благополучие. Когда мы чувствуем опасность, реальную или воображаемую, защитные силы нашего организма запускают быстрый автоматический процесс, ответ на стресс, известный как «борьба или бегство». В организме запускается целый комплекс сложных химических реакций, которые заставляют нас либо встретиться лицом к лицу с угрозой, либо скрыться от неё в неизвестном направлении.

При обследовании спортсменов были зарегистрированы как подобные, так и противоположные явления. В целом ряде случаев отмечалось резкое понижение спортивных результатов на психогенной основе у квалифицированных гандболистов, боксеров, легкоатлетов, но при этом физиологических реакций как косвенных показателей стресса выявить не удавалось. Вместе с тем наблюдалась и другая картина. В одном из исследований проводились психологическое тестирование и оценка технических результатов в процессе тренировочных занятий лыжников–гонщиков и слаломистов. Тренировки в течение 10 дней были весьма нагрузочными и на фоне роста технических результатов вызвали у испытуемых существенные физиологические реакции, косвенно свидетельствующие о развитии стресса. У большинства обследованных лыжников к концу сбора на 15% ухудшились показатели оперативной памяти и в то же время улучшились показатели двигательной памяти, точности движений, соразмерности усилий, т. е. показатели, включенные в структуру выполняемой деятельности. Особый интерес представляет то обстоятельство, что при этом понизились результаты других индифферентных тестов. Такое перераспределение на уровне и психологических и физиологических показателей наблюдалось у спортсменов неоднократно.

Это позволяет высказать мнение о том, что в стрессе стадию повышенной резистентности следует, в свою очередь, разделять на две относительно самостоятельные фазы. В фазе перекрестной резинстентности происходит общая мобилизация функциональных резервов, а в фазе перекрестной сенсибилизации – их перераспределение.

Такое явление мы называем «минимизацией». Его следует считать вполне целесообразным, целенаправленным расходованием ограниченных резервов организма. Это явление как особое перераспределение функциональных резервов организма и психических возможностей личности спортсмена в целях достижения наивысшего результата деятельности свидетельствует о наличии не только спортивного стресса, но и спортивной формы. Для тренера важно уловить «пик» этого состояния, характеризуемого наивысшим ростом наиболее важных компонентов структуры выполняемой спортивной деятельности, и не бояться понижения других, малозначимых компонентов.

Непонимание механизмов минимизации, нарушение закономерности перераспределения функциональных резервов ведут к понижению спортивных результатов. Так, весьма перспективный мастер спорта по плаванию Б. был привлечен к тренировкам по борьбе. Пришлось «накачивать» мышцы рук, шеи, более месяца посещать секционные занятия борцов. Вскоре спортсмен выполнил второй разряд по борьбе, но. никогда больше не показывал перспективных результатов на соревнованиях по плаванию.

Подобных примеров более чем достаточно. В институтах физической культуры студенты занимаются разносторонней тренировкой, что для общего физического развития очень полезно, но высококвалифицированные спортсмены могут утрачивать при этом перспективы спортивного совершенствования.

Установлено, что состояние психического стресса, возникающее у спортсменов в связи с участием в спортивных соревнованиях, – это сложное психофизиологическое состояние личности, определяемое несколькими системами условий различного иерархического уровня. Характер и степень влияния этого стресса на деятельность спортсмена обусловлены взаимоотношением различных его индивидуальных свойств: социально-психологических, личностных, психологических, психодинамических, физиологических, т. е. всей системой их взаимосвязей.

Общепризнанно, что зависимость уровня достижений спортсмена в соревнованиях от степени стресса имеет криволинейный характер и может быть выражена графически в форме инвертируемой U-образной кривой. Другими словами, при слабом и среднем стрессе достижения спортсменов относительно высоки, а при стрессе высокого уровня они могут быть хуже результатов, показанных в условиях тренировки. Единодушны специалисты в том, что каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т. е. только определенная доля стресса, определенный его уровень является оптимальным и позволяет спортсмену показывать наилучший результат. Уровень стресса выше или ниже оптимального не способствует достижению высокого результата.

Многочисленные исследования психического стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях, выполненные Б. А. Вяткиным, позволили представить стресс как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д. При этом обнаружено, что тип нервной системы и темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса, и его влияние на успешность деятельности спортсмена в соревнованиях.

При относительно низком уровне стресса спортсмены, как с сильной, так и со слабой нервной системой показывают результаты, близкие к тренировочным. При относительно высоком уровне стресса спортсмены сильного типа нервной системы снижают свои результаты незначительно, а спортсмены слабого типа еще больше ухудшают их по сравнению с тренировкой.

Лонгитюдное исследование деятельности одних и тех же спортсменов показало, что спортсмены с сильной и слабой нервной системой свои лучшие результаты показывают при различном уровне стресса. Спортсмены слабого типа нервной системы свои лучшие результаты показывают при относительно низком уровне стресса, а спортсмены сильного типа – при среднем и даже высоком. Следовательно, низкий стресс является оптимальным для первых, а высокий – для вторых.

Изучалось влияние соревновательного стресса в связи с индивидуальными различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость. Результаты исследования показали, что только при малой активности мотива и, следовательно, при низком уровне стресса лица тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные показывают достаточно высокие результаты в соревнованиях. Высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность при высоком уровне стресса отрицательно влияют на уровень достижений женщин-спортсменов, среди которых проводилось указанное исследование. Сравнение результатов этих спортсменок в соревнованиях с их же результатами на тренировке показывало, что ухудшение или улучшение тренировочных результатов в соревнованиях при одном и том же уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в данных свойствах темперамента.

Спортсменки тревожные, эмоционально возбудимые и неимпульсивные на соревновании ухудшают результаты, показанные на тренировке, а спортсменки с противоположными свойствами темперамента эти результаты не ухудшают. По-видимому, данные свойства темперамента определяют оптимум и пессимум психического стресса, вызванного участием в высокоответственных соревнованиях. Именно в этих условиях у тревожных, эмоционально-возбудимых и импульсивных спортсменок наиболее отчетливо проявляются отрицательные свойства темперамента, которые обусловливают излишнюю нервозность, тревогу, чрезмерную ответственность и активность, нерешительность, дискоординацию движений, нарушение музыкально-ритмического чувства и т. д.

Все это ведет, в конечном счете, к снижению результата. Известно, что одним из условии достижения высокого результата в спортивных соревнованиях является оптимальный уровень стресса. Этот уровень, как было показано, во многом обусловлен свойствами нервной системы и темперамента. Именно от таких свойств, как сила процесса возбуждения, уравновешенность нервных процессов по силе, тревожность, эмоциональная возбудимость, импульсивность, зависят оптимум и пессимум психического стресса, возникающего у спортсменов в связи с участием в соревнованиях.

Именно этим, прежде всего, вероятно, объясняется то, что при одинаковой величине стресса одни спортсмены в условиях соревнований ухудшают свои тренировочные результаты, другие, наоборот, улучшают их. К первым, как правило, относятся лица со слабой и неуравновешенной нервной системой, тревожные, эмоционально-возбудимые, высокоимпульсивные, малоактивные; ко вторым – преимущественно лица с сильной и уравновешенной нервной системой, малотревожные, эмоционально невозбудимые, высокоактивные.

Несмотря на все большую популярность различных приемов регулирования психического состояния спортсменов в соревнованиях, особенно аутогенной тренировки, в практике следует уделять внимания вопросу регулирования уровня стресса с учетом свойств нервной системы и темперамента спортсменов.

Наблюдения и специальные исследования показали, что в основе высокой устойчивости к соревновательному стрессу у спортсменов с различными свойствами нервной системы и темперамента лежат индивидуально своеобразные и стабильные приемы психической саморегуляции деятельности.

Например, для спортсменов со слабой нервной системой, высокотревожных, значительно эмоционально возбудимых, характерны непрерывное детальное планирование предстоящей деятельности, повышенный контроль за ней, фиксированный режим дня, заниженный уровень притязаний. Эти спортсмены испытывают затруднения при необходимости быстро и самостоятельно принимать решение в условиях стресса. В связи с этим они постоянно обращаются за помощью к тренеру, товарищам по команде.

Для спортсменов сильного типа нервной системы, малотревожных, эмоционально устойчивых, импульсивных, неригидных характерны постоянно высокий уровень целей, желаний, преобладание исполнительной деятельности над ориентировочной. Такие спортсмены отличаются высокой самостимуляцией и добиваются высоких результатов при наличии очень большого уровня стресса. Они легко и быстро принимают решения, отличаются относительной самостоятельностью и не испытывают постоянной потребности в помощи тренера и партнеров.

Достичь высоких результатов в соревнованиях спортсмены с разными свойствами нервной системы и темперамента могут только при соответствующих условиях и, прежде всего, при определенном уровне стресса. Для разных по темпераменту спортсменов одинаково эффективными являются, например, разные по содержанию варианты аутогенной тренировки. Так, для лиц с сильной нервной системой, малотревожных, эмоционально невозбудимых в условиях соревнований наибольший эффект дают приемы мобилизации и стимуляции. Для лиц со слабой нервной системой, высокотревожных и эмоционально возбудимых наибольший положительный эффект дают варианты успокоения, понижения уровня стресса, внушения уверенности в своих силах, алгоритмизация поведения на старте.

Как стрессогенная ситуация соревнований, так и тренировочные нагрузки в подготовительный и предсоревновательный период могут вызывать у спортсменов психическое перенапряжение и/или утомление. В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические для каждой из них признаки.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки: нервозность – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных ощущений, а также прочная стеничность и астеничность. Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.

– Капризность: спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т. д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя.

– Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности эмоциональных реакций. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться неудовлетворенностью всем, что окружает.

– Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется.

– Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях. Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения, но они, как правило, быстро проходят.

– Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

– Эмоциональная неустойчивость, т. е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.

– Внутреннее беспокойство, т. е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.

– Общий депрессивный фон настроения – это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.

– Тревожность – это нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

– Неуверенность в своих силах возникает у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

– Высокая ранимость, сенситивность – свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.

У спортсменов кроме состояний психического напряжения принято выделять состояние утомления и различать его стадии.

Утомление – это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

Являются ли стрессы необходимым условием жизни людей? Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания — соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). К сожалению, не все мы умеем вовремя выйти из под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом — болезнь.

источник

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧВИВОСТИ СРЕДИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРЯХ СПРОТА

__________________________________________________________________

1. Теоретическое обоснование проблемы стресса и стрессоустойчивости в различных категориях спорта…………..

1.1 Основные концепции стресса в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..

1.2 Проблема стрессоустойчивости личности спортсмена…………….

1.3 Факторы способствующие развитию стресса в период спортивных соревнований………………………………………………………………………

1.4 Пути и средства повышения стрессоустойчивости личности в спорте……………………………………………………………………………….

2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости молодых спортсменов в различных категориях спорта…………………….

2.1 Цели и задачи проведения исследования……………………………

2.1.1 Общая характеристика субъектов и базы проведения исследования…………………………………………………………

2.2 Методология исследования…………………………………………….

2.2.1 Метод измерения стрессоустойчивости с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла (16 PF)………………….

2.2.2 Экспресс-тестирование на выявление уровня стрессоустойчивости

2.2.3 Метод индивидуальной экспертной оценки……………………….

2.2.4 Сравнение выявленных показателей по коэффициенту ранговой корреляции Ч. Спирмена…………………………………………………..

2.3 Обработка полученных результатов………………………………….

3 Разработка рекомендаций на основе данных полученных в результате исследования………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Теоретическое обоснование проблемы стресса и стрессоустойчивости в различных категориях спорта

Основные концепции стресса в отечественной и зарубежной психологии

На современном этапе развития общества в связи с интенсивным увеличением требований к жизнедеятельности человека проблема стресса остается острой и актуальной. Известно, что занятия большим спортом сопровождаются тяжелыми нагрузками и приводят к нарушению общего состояния и частому развитию 12 стресса, что вызывает снижение иммуно-биологической реактивности и повыше- ние заболеваемости [36].

Хотя соревновательный стресс очень распространен, в частности, в спорте, имеются определенные проблемы с экспериментальным исследованием и изу- чением соревновательного стресса в лабораторных условиях, точным определе- нием соревновательных ситуаций, являющихся стрессовыми и для каких типов испытуемых, а также с количественной оценкой степени стресса [96]. Изначально качественными характеристиками эмоциональных и поведен- ческих реакций спортсменов на различные соревновательные стрессоры до по- явления в спортивно-педагогической литературе термина «стресс» являлись предстартовые состояния спортсменов – предстартовая лихорадка и апатия [172]. Как и в общей психологии, в спортивной психологии не су- ществует единой теории стресса.

Анализ литературы показывает, что к числу основных этапных теорий стресса можно отнести следующие: биологическая, психологическая, социаль- ная и системная. Основные этапные теории стресса. В настоящее время существуют ряд концепций биологического стресса (У. Кеннон, Г. Селье, И.П. Павлов, Л.А. Орбели, Э. Геллгорн и др.) и обобщающих исследований по проблеме состояния человека в условиях значимой напряжен- ной деятельности (К.К. Платонов, В.Л. Марищук, Е.А. Плетницкий, В.В. Суво- рова, Ф.П. Космолинский, Н.И. Наенко и др.). Суть биологической теории стресса Fuller J.L. и Thompson W.R. сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генотипом и некоторыми физическими характеристи- 13 ками (фенотипом), способными снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу [208].

Читайте также:  Таблетки от стресса и нервов новопассит

В рамках биологической теории Г. Селье [153] представил модель физио- логического стресса как неспецифическую генерализованную реакцию организ- ма в ответ на любые неблагоприятные воздействия (голод, усталость, холод, угроза, боль и др.). Г. Селье, как представитель бихевиористской медицины, рассматривал стресс в качестве однонаправленной связи организма и среды (не- гативный внешний стимул — физиологическая реакция организма). По мнению Р. Лазаруса, стресс физиологической природы представляет со- бой непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. H.G. Wolff, согласно своей модели, рассматривал стресс как физиологиче- скую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависи- мость этих реакций от природы отношений, мотивов поведения индивида.

По мнению H.G.Wolff [225], стимулы внешней среды и внутренние конфликты приводят к субъективным переживаниям, реакциям и изменениям личности, ко- торые сопровождаются соответствующими физиологическими, биохимически- ми реакциями и изменениями. Когда организм встречает опасность, в нем воз- никает интегральная и комплексная стрессовая реакция. Причем, стрессовые реакции возникают как от физических, так и от символических опасностей. Одна из психологических теорий стресса связана с теорией научения, в ко- торой используется либо классическая условно-рефлекторная модель (И.П. Павлов, Дж. Уотсон), либо оперантная модель (Б. Скиннер).

В условно-рефлекторной модели Дж. Уотсона [224] отмечены два аспекта. Первый заключается в том, что такие эмоциональные реакции, как страх и тре- вога, являются комплексными и включают в себя поведенческий, физиологиче- ский и психологический компоненты. Второй аспект сводится к тому, 14 что тревога может стать предвосхищающей реакцией на воздействие нового условного раздражителя. Оперантная модель стресса основной акцент делает на характере поведе- ния индивида при воздействии неблагоприятных факторов и, в частности, на выработке стратегии избегания такого воздействия [19]. Другая психологическая теория связана с когнитивной теорией стресса, представленная моделью динамических процессов (Р. Лазарус), суть которой составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы не- благоприятного воздействия и имеющихся возможностей для преодоления стресса.

Угроза, представителем данной теории Р. Лазарусом, рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. Р. Лазарус высказал также предполо- жение о том, что адаптация к среде определяется эмоциями [85]. «Вредо- носные» свойства стимула оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздей- ствия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. На взгляд Р. Ла- заруса, особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызы- вается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. То есть, развитие психологического стресса возможно без материального присут- ствия его источника, а только благодаря способности индивидов предвосхи- щать предстоящие и даже чаще всего лишь возможные столкновения с какой- -либо опасной для него ситуацией.

Характер и интенсивность стрессовой ситуа- ции в основном определяются степенью расхождения между требованиями, ко- торые предъявляет конкретная деятельность к личности и теми потенциями, ко- торыми обладает субъект. Проблемами психического стресса и стрессоустойчивости в спорте зани- мались Б.А. Вяткин, Ф. Генов, Е. Генова, Л.Д. Гиссен, О.В. Дашкевич, Р.М. За- гайнов, В.Л. Марищук, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, Н.А. Худадов, Н.М. Ванек, В. Гошек, О. Микшик, И. Руисел, М. Махач, П. Кунат, Р. Фрестер, Б. Шеллен- бергер, Р. Матезиус, С. Димитрова, М. Эпуран, Ю. К. Моску, Л. Лазаревич, 15 В. Параносич. R. Nideffer, Ch. Hindel, и др. (цит. по [207, С. 8]). У нас в стране были проведены три Всесоюзных симпозиума по проблеме психического стресса в спорте (Пермь, 1973, 1975, 1977).

Важное место проблемы соревно- вательного стресса занимали и в тематике Всероссийских конференций по управлению тренировочным процессом (Ленинград, 1973, 1975, 1977, 1979). [172]. В исследованиях некоторых учёных отражены различные подходы к изу- чению стресса и тревоги в спорте (Б.А. Вяткин, В. Гошек, Б. Карольчак-Биер- нацка, Ч.Д. Спилбергер, А.В. Мальчиков, В.Л. Марищук, В.Э. Мильман). Основной акцент в этих работах делается на личностных детерминантах стрес- с-реакций у спортсменов, глубине и выраженности этих стресс-реакций (цит. по [172, с. 8]). Описать и объяснить психический стресс в спорте исследователи пыта- лись с разных позиций: роли ведущих мотивов и отношений личности (Б.А. Вяткин, В.С. Мерлин), соотношения определенных личностных характеристик (Е.А. Калинин, Ю.Н. Лысенко), психодинамических и нейродинамических свойств индивида (Б.А. Вяткин, В.С. Мерлин, В.П. Мерлинкин, В.В. Марке- лов, В.И. Шарцев, А.П. Самонов и др.), соревновательного опыта (Ю.Я. Кисе- лев), готовности спортсмена (А.Д. Ганюшкин), полового диформизма (Л.В. Буравцева), биологических ритмов, в частности, явления десинхроноза (В.А. Доскин) и др.

Психологический стресс в соответствии с концепцией Кофи и Эппли (1964) представляет собой субстанциональный синоним понятия состояния тревоги по Спилбергеру. Каррон (1971) также приравнивает стресс к состоя- нию тревоги, ссылаясь на работу Лазаруса с соавторами (Лазарус, 1966; Лаза- рус, Оптон, 1966) [172]. Чаще всего термин «тревога» используется исследователями для описа- ния неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны – 16 активацией автономной нервной системы.

Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несу- щие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда и может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. Тревожность и боязнь неуспешного выступления часто являются главным поводом неудачи [193].

Некоторые исследователи считают, что высокая тревожность не всегда меша- ет успешной деятельности, хотя это состояние субъективно неприятное [163]. И.М. Фейнгерберг отмечает, что у высокотревожных людей выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психи- ческое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе [177]. О.П. Карпова утверждает, что фактор тревожности оказывает сильное влияние на регуляцию устойчивости организма в стрессовых ситуациях, за- метно снижая его работоспособность. Тревожность может быть отнесена к числу факторов риска, оказывающих негативное влияние на адаптационные возможности организма в условиях психического стресса [67]. В активации тревоги (впрочем, как и других эмоциональных состояний) решающую роль играют когнитивные факторы. Когнитивные оценки опасно- сти, по-видимому, являются первым звеном в возникновении состояния трево- ги, а когнитивная переоценка определяет интенсивность таких состояний и их устойчивость во времени [172].

Поскольку возрастание состояния тревоги переживается индивидом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реак- ции, включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникаю- щего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых условий, эта переоценка способствует выбору соот- ветствующих перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов типа избегания, выводя- щих индивида из ситуации, вызывающей тревогу. Если же возможности 17 преодолеть или избежать стресс не существует, включаются механизмы пси- хологической защиты, функция которых состоит в уменьшении состояния тревоги.

Эти механизмы: подавление, отрицание, проекция и другие – иска- жают восприятие стимула, вызывающего тревогу [172]. Наибольшее внимание ученых привлекла концепция стресса, основанная, на реакциях, поскольку несомненно существование связи между эмоциональ- ным напряжением и активацией симпатико-адреналовой системы (Элмодьян 1957) [32]. В связи с этим представляет интерес исследование Крахенбухла (1971), который сравнил стрессовую реакцию у теннисистов в четырех различ- ных ситуациях (обычные условия, тренировка, ожидание соревнований и сами соревнования), определяя содержание катехоламинов [15]. Б.А. Вяткин [32] предлагает состояние психического стресса, возникаю- щего при участии в спортивных соревнованиях, определять условиями разно- го иерархического уровня. По его мнению, наиболее высокий уровень – это мотивы и отношение личности.

Объективно трудная ситуация, вызванная ка- кими-либо внешними требованиями и препятствиями, становится стрессоген- ной только тогда, когда есть достаточно активные мотивы, побуждающие преодолеть эти трудности. То есть триада показателей стресса (субъективные переживания, вегетативные сдвиги, изменения деятельности) проявляется только при условиях высшего уровня – высокой активной мотивации. Более низкий иерархический уровень условий, определяющих стресс – нейродина- мические свойства индивидуума. При одном и том же стрессоре динамика стресса и его влияние на эффективность деятельности у разных людей зависит от свойств нервной системы и темперамента. Еще одним уровнем условий, определяющих стресс, является эмоцио- нальное возбуждение организма.

В исследованиях Е. А. Калинина [61] повы- шенный уровень возбуждения был отмечен в 7 случаях, при этом только в 2 случаях спортсмен выступал успешно, в остальных случаях выступление оценивалось как среднее или неудачное. Этот уровень также зависит от влия- ния условий более высокого уровня – свойств нервной системы и темперамен- 18 та, которые в значительной степени определяют происхождение и динамику состояния стресса. Влияние эмоциональной напряженности на психику, качественные осо- бенности и эффективность деятельности спортсмена разные ученые расценива- ют по-разному: одни считают, что она является только отрицательным факто- ром и ведет к временному снижению функций (П. Б. Зильберман, 1973; С. А. Разумов, 1975), другие, наоборот указывают, что психическая напряженность повышает эффективность деятельности в ответственные моменты (Л. М. Або- лин, 1975; Ю. Н. Лысенко, 1975), третьи утверждают, что при длительном воз- действии она превращается из положительного фактора в отрицательный (А. В. Родионов, 1975; А. Д. Ганюшкин, 1975), наконец, некоторые полагают, что пси- хическая напряженность как положительно действующий фактор может усили- ваться и достигать такой степени, когда она уже дезорганизующе влияет на спортсмена и становиться стрессом (В. Л. Марищук, 1975). Характерной чертой и важнейшим источником эмоционального стресса в современных спортивных соревнованиях считают экстремальность условий деятельности (А. Ц. Пуни, 1972). Показатель степени экстремальности ситуа- ции – это уровень осознанности действительности. Понятие «экстремальная си- туация» всегда носит относительный характер и определяется как препятствие, отражающее субъективный уровень трудности условий ситуации деятельности [40]. Реальная действительность не может быть объективно экстремальной.

Причины экстремальности кроются в самом действующем субъекте, который, сталкиваясь с объективной ситуацией, когда возникает элемент осознания соб- ственного несоответствия для успешного решения проблем, вынужден при- знать ту или иную степень экстремальности ситуации относительно субъектив- ной проблемности внешней действительности. [40]. Люди часто по-разному интерпретируют одни и те же события. То, что вы- зывает интерес и мобилизует одного, другой воспринимает как неприятную обязанность. То, что для одного возможность, шанс, для другого – угроза, опас- ность. Значение, которое люди приписывают событиям, оказывает огромное 19 влияние на психический опыт. Многие теоретики утверждают, что когнитивные и интерпретационные процессы образуют ядро личности и психического опыта (например, Cantor & Kihlstrom, 1987; Heider, 1958; Higgins, 1999; Kelly, 1955; Kreitler & Kreitler, 1992; Ross & Nisbett, 1991) [65]. Индивидуальные различия в эмоциях, мышлении и действиях, которые рассматриваются как существенные проявления личности, обусловлены харак- терным для человека способом интерпретации событий своей жизни (Higgins, 1999).

Спорт высших достижений принадлежит к таким видам деятельности, в ко- торых в принципе невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высо- кой психической напряженностью. Далеко, не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач, у него возникают моти- вы их избегания, мотивы опасения за успех, мотивы сомнения в успехе. При ча- стом повторении таких ситуаций у спортсмена формируется мотивация избега- ния неудач, которая проявляется в неуверенности, оборонительном характере поведения, снижается честолюбие и активность в освоении атакующих средств. Попытки тренера и партнеров по команде повлиять на тип мотивации, как пра- вило, приводят к ухудшению результативности [128, с. 76.]. Разные спортивные исследователи предлагают свое понимание природы психологического стресса. Так, например, Б.А. Вяткин считает, что соревнова- тельный стресс возникает у спортсменов независимо от типологических свойств их нервной системы и темперамента [31]. На взгляд Ю.Е. Сосновиковой, психологическую характеристику стресса составляют темперамент, напряженность, воля и мотивация [164].

По мнению Г. Д. Горбунова, психологический стресс возникает на уровне мотивов, направленности личности, на уровне отношений, свойств темперамен- та (активность, реактивность), нарушения целостности организма (клеточного уровня, биохимических регуляторов) [43]. Л.Д. Гиссен утверждает, что в центре проблемы формирования стресса стоит человек, личность. Влияние схожих внешних условий различно потому, 20 что они преломляются внутренними индивидуальными особенностями лично- сти, системой ее отношения к ситуации [39]. На взгляд Ю.Л. Ханина – стресс характерен только для тревожных. Воспи- тание по типу «все или ничего», жесткие требования социальной среды к успешности, определенные взаимоотношения становятся требованиями, вос- принимающимися, как угрожающие. В таком обществе считаются только с до- стигающими и успешными людьми [172]. Б.А. Вяткин и В.С. Мерлин считают, что соревновательный стресс имеется у всех соревнующихся спортсменов, отличающихся чувством высокой ответ- ственности, независимо от типа их нервной деятельности, их темперамента, что характеризует социальную природу стресса в важности задачи [32, 101]. В.С. Мерлин стресс определяет «готовностью», состоянием или отношени- ем личности, то есть проявлением всей личности. Основу стресса, на его взгляд, определяют свойства личности [102]. По мнению М.А. Новикова, когда управление требованиями среды невоз- можно по каким-либо причинам, может возникнуть дополнительный момент для стресса [132, с. 48]. А. Л. Меньщикова дополняет стресс-факторы публичностью соревнований [100]. Необходимо изучение тех личностных особенностей спортсмена, кото- рые обусловливают его субъективное отражение феномена «публичности со- ревнований» с тем, чтобы обучить его приемам психологической защиты от не- благоприятных воздействий [100, с. 5-7]. В.Р. Dohrenwend [204], представитель социально-психологической модели, модифицировал модель физиологического стресса Г. Селье применительно к психологическому стрессу и рассматривал стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции в ответ на внутренние и внешние стимулы, развивающиеся до некоторого порогового уровня, за которым психологические и физиологические способности и воз- можности нарушаются [203]. 21 В рамках социальных теорий представлена модель D. Mechanik. Он опре- делил стресс как «дискомфортные реакции индивида в особых ситуациях» [217, p. 7], а в последующем более точно – как «несоответствие между требованиями, предъявляемыми к индивиду, и возможными его реакциями на эти требования» [217, p. 301]. Центральным элементом в модели D. Mechanik являются понятие и механизмы адаптации, которые определены им как способ, которым индивид борется с ситуацией и со своими чувствами, вызванными этой ситуацией.

По его мнению, адаптация имеет два проявления: преодоление (борьба с ситуаци- ей) и защита (борьба с чувствами, вызванными ситуацией). Системную теорию представляет ресурсная модель стресса, наиболее пол- но представленная S. Hobfoll [210], и рассматривающая развитие стресса в свя- зи с проблемой человеческих ресурсов. По его мнению, человеческие ресурсы включают предметную сферу (поведенческая активность), ресурсы состояния, личностные характеристики, энергетические показатели. Согласно S.Hobfoll, «люди используют различные способы компенсации потерь: это может быть либо прямое их возмещение, либо компенсация, переоценка ситуации и переключение внимания на выигрышные моменты новой ситуации». По-прежнему в спортивной психологии отсутствует понятие стресса как системного, следовательно, к пониманию стресса и определению его как поня- тия необходимо исходить из интегральной характеристики целостного психо- физиологического состояния личности.

Читайте также:  Таблетки от стресса и нервов какие лучше

Проблема стрессоустойчивости личности спортсмена

В соответствии с представлениями о стрессе развивалась и проблема стрессоустойчивости, которая в психологической науке рассматривается как необходимая характеристика целостного процесса адаптации. В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности, теории мотивации достижения, теории гомеостаза (У. Кеннон) и стресса (Г. Селье), теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы (Л.А. Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы теории надежности деятельности, теории интегральной индивидуально- сти (В.С. Мерлина), концепции профессионального самосознания. Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость с функциональ- ных позиций как феномен, оказывающий влияние на продуктивность, ре- зультативность, сохранность, стабильность, успешность и др. деятельности (A. 41 Lehtonen), через призму идей самоорганизации с учётом принципов гетеро- стаза (саморазвитие и самореализация личности как необходимое условие ее существования) и гомеореза (ориентация на удержание целостности системы, самоорганизацию, как способа бытия).

Понятие стрессоустойчивости в спорте в основном сводится к понятию эмоциональной устойчивости. Важно отметить, что большинство исследова- телей под эмоциональной устойчивостью понимают свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивной напряженной деятельно- сти. Как и у понятия стрессоустойчивость в определении эмоциональной устойчивости существует неоднозначность формулировок. М.В. Грицаенко в своем исследовании эмоциональную устойчивость определяет как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности, эмоциональные механизмы ко- торой получают свою определенность в структуре системы саморегуляции [45, с. 58].

Общим во всех подходах к понятию эмоциональная устойчивость является то, что, по мнению исследователей, высокая или сильная эмоцио- нальная устойчивость определяет высокую или повышенную продуктивность деятельности в условиях стресса, низкая или слабая эмоциональная устойчи- вость – ухудшение и снижение ее. В настоящее время ученые выделяют три следующих направления в ис- следовании стрессоустойчивости: традиционно-аналитическое, системно-регу- лятивное и системно-структурное (цит. по [92, с. 45]). Традиционно-аналитическое направление опирается на «членение» пси- хики по признаку качественного своеобразия на познавательные, эмоциональ- ные и волевые процессы. В данном направлении психологические детерми- нанты стрессоустойчивости раскрываются через частные оценки устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств, например, атен- ционных, мнемических и других.

И чем выше уровень развития этих характе- ристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапа- зон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться [15]. 42 Системно-регулятивное направление предполагает «вычленение» психи- ческих процессов в связи с их непосредственной функцией в регуляции дея- тельности.

В данном направлении психические процессы рассматриваются как функциональные звенья (регулирующие функции), образующие систему пси- хической регуляции деятельности. Осознанная регуляция понимается как си- стемно-организованный процесс внутренней психической активности челове- ка по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующих достиже- ние принимаемых человеком целей. От степени совершенства процессов регу- ляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход лю- бого акта произвольной активности [92]. Системно-структурное направление предполагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся, в не- которых пределах среды. Закономерности индивидуального развития не могут быть полностью выявлены, если рассматривать устойчивость к стрессу только как сохраняемость определенных состояний.

Устойчивость, в отличие от сохранения, носит активный характер, то есть выражает, как замечает В.М. Генковска, «… момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям» [37, с. 6]. Можно определить устойчивость как осо- бую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. Соответственно, стрессо- устойчивость можно считать частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов. Тогда специфичность стрес- с-агентов будет определяться конкретным видом деятельности. В системно-интегративной теории Dantzer R. и Kelly К. отражаются прин- ципы саморегуляции организма путем сопоставления текущего состояния си- стемы с его относительно стабильными нормативными значениями [202].

Внешним раздражителем является чувство тревоги, беспокойства, которое не- сет информацию к системе управления. Когда уровень тревоги достигает зна- чений экстремальных воздействий, то есть существенно превысит значения 43 умеренного напряжения, система включает механизмы саморегуляции для восстановления нормального состояния. Эта реакция является рациональной с точки зрения предупреждения стресса [202]. В научной литературе имеются исследования, свидетельствующие о зна- чительной роли стрессоустойчивости при осуществлении различных видов де- ятельности (А.Р. Ратинов, А.В. Дулов, В.Л. Васильев под руководством Р.В. Габдреева, в работах Э.Р. Яппаровой, А.В. Веденникова, А.П. Кузьмина и др.) [152, 174]. Определение стрессоустойчивости В рамках теории личности Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчи- вость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельно- сти, в том числе эмоциональных [16, 26]. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечиваю- щее гармоническое отношение между всеми компонентами психической дея- тельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [16, с. 542]. Б.Х. Варданян условно выделяет два способа психической регуляции: «внутренний» и «внешний». К «внутренним» способам он относит такие приемы преодоления эмоциогенной ситуации, ко- торые адресованы внутренним субъективным факторам возникновения этой ситуации.

Способы же «внешнего» преодоления направлены на устранение внешних условий возникновения эмоциогенной ситуации [16]. П.Б. Зильберман [27], говорит о том, что устойчивость может быть неце- лесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, при- способляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удач- ных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «. интегративное свой- ство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической дея- тельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное дости- жение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [27, с. 152]. 44 Близкое по сути определение стрессоустойчивости с позиций теории ин- тегральной индивидуальности В.С. Мерлина [101] предлагает в своем диссер- тационном исследовании В.С. Субботин.

Он пишет: «стрессоустойчивость – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специ- фической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуально- сти, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окру- жающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности» [173, с. 48]. Я. Рейковский считает, что некоторым лицам свойственна высокая сте- пень стрессоустойчивости из-за низкой эмоциональной чувствительности [139, с. 263].

Поэтому для того, чтобы вызвать у них проявления эмоциональ- ного возбуждения, необходимо применять более сильные раздражители. Сле- довательно, в определение понятия «стрессоустойчивость» Я. Рейковский включает параметр чувствительности к эмоциогенным раздражителям. К.К. Платонов, высказываясь об устойчивости, считал, что «решающим является не сама по себе большая или меньшая эмоциональная возбудимость, а большее или меньшее отрицательное влияние на навыки, на деятельность че- ловека» [78, с. 13].

Несколько позже К.К. Платонов и В.Л. Марищук расшири- ли определение. В более широком аспекте «стрессоустойчивость – это способ- ность управлять своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, не- смотря на эмоциогенные воздействия» (цит. по [92, с. 43]). Е.А. Милерян под стрессоустойчивостью понимает с одной стороны, не- восприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека, а с другой стороны – способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечи- вая тем самым успешное выполнение необходимых действий (цит. по [21, с.56]). 45 Под стрессоустойчивостью В.М. Писаренко предлагает понимать «… способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоцио- нального состояния, которое приводит не к уменьшению, а к увеличению ра- ботоспособности».

По мнению автора устойчивости к стрессу сопутствует вы- сокая степень автоматизации (цит. по [92]). На взгляд А.А. Реана, «ведущая роль в системе противодействия стрессу принадлежит процессу истинной (реальной) адаптации, которая заключается в продуктивном разрешении проблемных ситуаций и задач» [137]. Л.М.

Аболин считал, что «устойчивость к стрессу – это свойство, характе- ризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели». С.М. Оя, рассматривая стрессоустойчивость с функциональных позиций как феномен, оказывающий влияние на продуктивность, результативность, сохранность, стабильность, успешность и др. деятельности, определяет стрессоустойчивость как способность быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 356 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором, независимо от его природы. На воздействие разного рода организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм.

Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути приспособления к опасности. В этом и заключается основное биологическое значение стресса.

Селье выделял три стадии проявления стресса: тревога, резистентность и истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы – понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. На этой стадии следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия – усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования.
Селье определил также характерные специфические изменения, происходящие в организме в состоянии стресса. Важнейшую роль в проявлении стресса он отводил гормонам.

В стрессе нередко наблюдается определенная диссоциация физиологических и психологических показателей. Так, при обследовании летчиков в сложных ответственных полетах в условиях отсутствия физических нагрузок многократно регистрировались частота сердечных сокращений 150-180 ударов в минуту, дыхания – до 30 и более циклов в минуту. После полета было выявлено повышение выделения стероидных гормонов и реакции белой крови, что характеризует выраженный стресс. В то же время свои профессиональные действия эти летчики выполняли на высоком уровне мастерства.

При обследовании спортсменов были зарегистрированы как подобные, так и противоположные явления. В целом ряде случаев отмечалось резкое понижение спортивных результатов на психогенной основе у квалифицированных гандболистов, боксеров, легкоатлетов, но при этом физиологических реакций как косвенных показателей стресса выявить не удавалось. Вместе с тем наблюдалась и другая картина. В одном из исследований проводились психологическое тестирование и оценка технических результатов в процессе тренировочных занятий лыжников–гонщиков и слаломистов.
Тренировки в течение 10 дней были весьма нагрузочными и на фоне роста технических результатов вызвали у испытуемых существенные физиологические реакции, косвенно свидетельствующие о развитии стресса. У большинства обследованных лыжников к концу сбора на 15% ухудшились показатели оперативной памяти и в то же время улучшились показатели двигательной памяти, точности движений, соразмерности усилий, т. е. показатели, включенные в структуру выполняемой деятельности. Особый интерес представляет то обстоятельство, что при этом понизились результаты других индифферентных тестов. Такое перераспределение на уровне и психологических и физиологических показателей наблюдалось у спортсменов неоднократно.
Это позволяет высказать мнение о том, что в стрессе стадию повышенной резистентности следует, в свою очередь, разделять на две относительно самостоятельные фазы. В фазе перекрестной резинстентности происходит общая мобилизация функциональных резервов, а в фазе перекрестной сенсибилизации – их перераспределение.

Такое явление мы называем «минимизацией». Его следует считать вполне целесообразным, целенаправленным расходованием ограниченных резервов организма. Это явление как особое перераспределение функциональных резервов организма и психических возможностей личности спортсмена в целях достижения наивысшего результата деятельности свидетельствует о наличии не только спортивного стресса, но и спортивной формы. Для тренера важно уловить «пик» этого состояния, характеризуемого наивысшим ростом наиболее важных компонентов структуры выполняемой спортивной деятельности, и не бояться понижения других, малозначимых компонентов.

Непонимание механизмов минимизации, нарушение закономерности перераспределения функциональных резервов ведут к понижению спортивных результатов. Так, весьма перспективный мастер спорта по плаванию Б. был привлечен к тренировкам по борьбе. Пришлось «накачивать» мышцы рук, шеи, более месяца посещать секционные занятия борцов. Вскоре спортсмен выполнил второй разряд по борьбе, но. никогда больше не показывал перспективных результатов на соревнованиях по плаванию.
Подобных примеров более чем достаточно. В институтах физической культуры студенты занимаются разносторонней тренировкой, что для общего физического развития очень полезно, но высококвалифицированные спортсмены могут утрачивать при этом перспективы спортивного совершенствования.

Долгое время считалось, что стресс всегда отрицателен, что его вызывают только лишь негативные факторы. Однако многочисленные исследования последнего десятилетия показали, что механизм стресса может прийти в действие не только под влиянием вредоносных факторов. Поэтому в современной формулировке стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. В зависимости от характера влияния на организм стресс подразделяют на дистресс и эвстресс. Стресс понимался как совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма.

По мере того как понятие стресса внедрялось в психологические исследования, оно приобретало все более аналитический характер. Стресс стали понимать как состояние, обусловленное каким-то одним психологическим фактором.
В наше время стресс понимается как целостное интегральное состояние личности, возникающее в трудной ситуации и связанное с высокоактивным отношением к выполняемой деятельности. Это состояние характеризуется сознательной ответственностью человека и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. Они выражаются как в положительных, так и отрицательных сдвигах в деятельности, динамика которых обусловлена свойствами общего типа нервной системы и темперамента, а также характера функциональной взаимосвязи между свойствами последнего.

Установлено, что состояние психического стресса, возникающее у спортсменов в связи с участием в спортивных соревнованиях, – это сложное психофизиологическое состояние личности, определяемое несколькими системами условий различного иерархического уровня. Характер и степень влияния этого стресса на деятельность спортсмена обусловлены взаимоотношением различных его индивидуальных свойств: социально-психологических, личностных, психологических, психодинамических, физиологических, т. е. всей системой их взаимосвязей.

Общепризнанно, что зависимость уровня достижений спортсмена в соревнованиях от степени стресса имеет криволинейный характер и может быть выражена графически в форме инвертируемой U-образной кривой. Другими словами, при слабом и среднем стрессе достижения спортсменов относительно высоки, а при стрессе высокого уровня они могут быть хуже результатов, показанных в условиях тренировки. Единодушны специалисты в том, что каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т. е. только определенная доля стресса, определенный его уровень является оптимальным и позволяет спортсмену показывать наилучший результат. Уровень стресса выше или ниже оптимального не способствует достижению высокого результата.

Многочисленные исследования психического стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях, выполненные Б. А. Вяткиным, позволили представить стресс как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д. При этом обнаружено, что тип нервной системы и темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса, и его влияние на успешность деятельности спортсмена в соревнованиях.
При относительно низком уровне стресса спортсмены, как с сильной, так и со слабой нервной системой показывают результаты, близкие к тренировочным. При относительно высоком уровне стресса спортсмены сильного типа нервной системы снижают свои результаты незначительно, а спортсмены слабого типа еще больше ухудшают их по сравнению с тренировкой.

Читайте также:  Таблетки от стресса и нервов фенибут

Лонгитюдное исследование деятельности одних и тех же спортсменов показало, что спортсмены с сильной и слабой нервной системой свои лучшие результаты показывают при различном уровне стресса. Спортсмены слабого типа нервной системы свои лучшие результаты показывают при относительно низком уровне стресса, а спортсмены сильного типа – при среднем и даже высоком. Следовательно, низкий стресс является оптимальным для первых, а высокий – для вторых.

Изучалось влияние соревновательного стресса в связи с индивидуальными различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость.
Результаты исследования показали, что только при малой активности мотива и, следовательно, при низком уровне стресса лица тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные показывают достаточно высокие результаты в соревнованиях. Высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность при высоком уровне стресса отрицательно влияют на уровень достижений женщин-спортсменов, среди которых проводилось указанное исследование. Сравнение результатов этих спортсменок в соревнованиях с их же результатами на тренировке показывало, что ухудшение или улучшение тренировочных результатов в соревнованиях при одном и том же уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в данных свойствах темперамента.

Спортсменки тревожные, эмоционально возбудимые и неимпульсивные на соревновании ухудшают результаты, показанные на тренировке, а спортсменки с противоположными свойствами темперамента эти результаты не ухудшают. По-видимому, данные свойства темперамента определяют оптимум и пессимум психического стресса, вызванного участием в высокоответственных соревнованиях. Именно в этих условиях у тревожных, эмоционально-возбудимых и импульсивных спортсменок наиболее отчетливо проявляются отрицательные свойства темперамента, которые обусловливают излишнюю нервозность, тревогу, чрезмерную ответственность и активность, нерешительность, дискоординацию движений, нарушение музыкально-ритмического чувства и т. д.

Все это ведет, в конечном счете, к снижению результата Известно, что одним из условии достижения высокого результата в спортивных соревнованиях является оптимальный уровень стресса. Этот уровень, как было показано, во многом обусловлен свойствами нервной системы и темперамента. Именно от таких свойств, как сила процесса возбуждения, уравновешенность нервных процессов по силе, тревожность, эмоциональная возбудимость, импульсивность, зависят оптимум и пессимум психического стресса, возникающего у спортсменов в связи с участием в соревнованиях.

Именно этим, прежде всего, вероятно, объясняется то, что при одинаковой величине стресса одни спортсмены в условиях соревнований ухудшают свои тренировочные результаты, другие, наоборот, улучшают их. К первым, как правило, относятся лица со слабой и неуравновешенной нервной системой, тревожные, эмоционально-возбудимые, высокоимпульсивные, малоактивные; ко вторым – преимущественно лица с сильной и уравновешенной нервной системой, малотревожные, эмоционально невозбудимые, высокоактивные.
Несмотря на все большую популярность различных приемов регулирования психического состояния спортсменов в соревнованиях, особенно аутогенной тренировки, в практике следует уделять внимания вопросу регулирования уровня стресса с учетом свойств нервной системы и темперамента спортсменов.

Наблюдения и специальные исследования показали, что в основе высокой устойчивости к соревновательному стрессу у спортсменов с различными свойствами нервной системы и темперамента лежат индивидуально своеобразные и стабильные приемы психической саморегуляции деятельности.

Например, для спортсменов со слабой нервной системой, высокотревожных, значительно эмоционально возбудимых, характерны непрерывное детальное планирование предстоящей деятельности, повышенный контроль за ней, фиксированный режим дня, заниженный уровень притязаний. Эти спортсмены испытывают затруднения при необходимости быстро и самостоятельно принимать решение в условиях стресса.
В связи с этим они постоянно обращаются за помощью к тренеру, товарищам по команде.
Для спортсменов сильного типа нервной системы, малотревожных, эмоционально устойчивых, импульсивных, неригидных характерны постоянно высокий уровень целей, желаний, преобладание исполнительной деятельности над ориентировочной. Такие спортсмены отличаются высокой самостимуляцией и добиваются высоких результатов при наличии очень большого уровня стресса. Они легко и быстро принимают решения, отличаются относительной самостоятельностью и не испытывают постоянной потребности в помощи тренера и партнеров.

Достичь высоких результатов в соревнованиях спортсмены с разными свойствами нервной системы и темперамента могут только при соответствующих условиях и, прежде всего, при определенном уровне стресса. Для разных по темпераменту спортсменов одинаково эффективными являются, например, разные по содержанию варианты аутогенной тренировки. Так, для лиц с сильной нервной системой, малотревожных, эмоционально невозбудимых в условиях соревнований наибольший эффект дают приемы мобилизации и стимуляции. Для лиц со слабой нервной системой, высокотревожных и эмоционально возбудимых наибольший положительный эффект дают варианты успокоения, понижения уровня стресса, внушения уверенности в своих силах, алгоритмизация поведения на старте.

Уже отмечалось, что исход деятельности, выполняемой в условиях стресса, далеко не всегда бывает благоприятным, т. е. характеризуется состоянием дистресса. Симптоматика этого состояния как вида эмоциональной напряженности у спортсменов характеризуется эмоционально-сенсорными, эмоционально-моторными, эмоционально-ассоциативными нарушениями.
Эмоционально-сенсорные нарушения характеризуются понижением внимания, точности восприятия, мышечного чувства.
В состоянии напряженности объем внимания сужается, распределение и переключение его становятся затрудненными. В таком случае говорят о «прилипчивом» внимании, когда спортсмен с трудом переносит его на другой объект. Для этого состояния характерно падение тактильного чувства, что предопределяет резкое снижение координации и точности движений.

При эмоционально-моторных нарушениях разрушаются сложившиеся координационные навыки, развивается непроизвольное напряжение мышц, скованность, поэтому в двигательном акте начинают участвовать «лишние» мышцы. Если сильно напрячь все мышцы руки и попытаться нарисовать какую-нибудь простейшую фигуру, не получится.
Мышцы, которые не должны участвовать в двигательном акте, будут мешать работающим, и воздействие суммарной их силы исказит планируемую структуру движений. А ведь в состоянии напряженности непроизвольно напрягаются все основные группы мышц, поскольку в связи с переживаниями из связанного с эмоциями очага возбуждения волны иррадиации перемещаются в двигательную зону коры больших полушарий головного мозга, возбуждают эту зону, и к множеству мышц посылаются центробежные импульсы.

Скованность предопределяет также быстрое развитие утомления, так как работает много «лишних» мышц. Когда бежит скованный спортсмен, он не только перемещает свое тело в пространстве, но и, затрачивая огромные усилия, преодолевает сопротивление собственных мышц-антагонистов, которые должны быть расслаблены в соответствующий момент моторного акта. Когда же бежит высококвалифицированный спортсмен в состоянии оптимального возбуждения, он делает это легко, красиво, будто бы летит над беговой дорожкой.
Боксер в состоянии скованности уже к концу первого раунда еле-еле передвигается по рингу, не получив сильных ударов от соперника, а опытный боксер, преодолевший скованность, напряженность, и в конце поединка все движения выполняет очень свободно, несмотря на естественную усталость после нескольких раундов боя.

Эмоционально-ассоциативные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, в частности, ассоциативного мышления. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны, и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной», стадии состояния центральной нервной системы.

Дело в том, что в нервной системе в связи с чрезмерными эмоциями возникает мощный очаг возбуждения – доминанта, который по биологическому закону отрицательной индукции временно гасит окружающие конкурентные очаги возбуждения. Если обратиться к психологическим терминам, то в этом можно видеть элементы борьбы мотивов.

Но это неравная борьба, так как все противостоящие мотивы гасятся тем из них, в основе которого лежит доминанта, подкрепленная эмоциональным фактором. Этот мотив становится сильной психологической установкой, с позиций которой оценивается поступающая информация. Оценка может быть ошибочной, поскольку аргументы, отражающие знания, прошлый опыт, не участвуют в анализе информации, все рассматривается тенденциозно, совершаются неадекватные поступки, оплошности.

Ситуация осложняется еще и в связи с тем, что доминанта малоуязвима. Как выявил А. А. Ухтомский, она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порою отбрасываются, а неадекватный ошибочный мотив торжествует.
Характерно, что, когда состояние напряженности проходит, человек осознает свои ошибки, видит неадекватность ранее принятых решений, горько сожалеет о допущенных грубостях, о своем ненужном упрямстве и не может понять, как это он не принимал очевидных доводов. Это значит, что доминанта ослабла, что она уже не гасит другие очаги возбуждения.

Как стрессогенная ситуация соревнований, так и тренировочные нагрузки в подготовительный и предсоревновательный период могут вызывать у спортсменов психическое перенапряжение и/или утомление. В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические для каждой из них признаки.
Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки: нервозность – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных ощущений, а также прочная стеничность и астеничность.

Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.



    Капризность: спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т. д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя.

Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности эмоциональных реакций. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться неудовлетворенностью всем, что окружает.

Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется.

Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях. Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения, но они, как правило, быстро проходят.

Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

Эмоциональная неустойчивость, т. е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.

Внутреннее беспокойство, т. е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.

Общий депрессивный фон настроения – это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.

Тревожность – это нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Неуверенность в своих силах возникает у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

  • Высокая ранимость, сенситивность – свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.
  • У спортсменов кроме состояний психического напряжения принято выделять состояние утомления и различать его стадии.

    Утомление – это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
    Существенное значение в происхождении этого состояния имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников. Так, по данным Г. Селье, при действии сильного раздражителя в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций.
    Переутомление непосредственно вызвано нарушением процессов корковой нейродинамики, аналогично тому, как это имеет место при неврозах.

    I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб, или изредка спортсмен жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже – снижение работоспособности. Объективными признаками состояния являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.

    II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, спортсмены предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев жалуются на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным, с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил.
    В сердечно-сосудистой системе функциональные нарушения проявляются в неадекватно большой реакции на психологические нагрузки, в замедлении восстановительного периода после них и в нарушениях ритма сердечной деятельности, и в ухудшении приспособляемости сердечной деятельности к нагрузкам.
    Масса тела у человека в состоянии переутомления падает. Это связано с усиленным распадом белков организма.

    III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостеническои формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая – перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей. Клиника гипостенической формы неврастении характеризуется общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем.

    При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2-4 нед., а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется, и через 2-4 нед. он возвращается к прежнему объему.

    При переутомлении II стадии занятия на 1-2 нед. заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1-2 мес. проводится постепенное включение в обычный режим, как это описано при лечении I стадии переутомления. Все это время запрещается нарушение режима труда и отдыха.

    В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2-3 мес. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка.
    Переутомление в I стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление II и особенно III стадии может привести к длительному снижению работоспособности.

    Для изучения реакции организма на утомление широко применяются психологические тесты – цветовой тест Люшера, СМОЛ, САН, тест Спилбергера, Айзенка и другие, которые достаточно легко поддаются анализу и проводятся с использованием персонального компьютера.
    Чем лучше реакция и быстрее восстановление, тем выше уровень адаптации, а, следовательно, и восстановление нормального состояния человека.

    источник