Меню Рубрики

Утренник без стресса консультация для родителей

Автор: Падерина Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Татариновский детский сад общеразвивающего вида «Колобок» городского округа Ступино московской области
Населённый пункт: с.Татариново,Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей.»КАК ПЕРЕЖИТЬ НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК БЕЗ СТРЕССА».
Дата публикации: 23.12.2018
Раздел: дошкольное образование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

КАК ПЕРЕЖИТЬ НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК БЕЗ СТРЕССА.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Падерина Любовь Михайловна

МАДО У Татариновский детский сад

общеразвивающего вида «Колобок»

городского округа Ступино московской области

Как пережить новогодний детский утренник без стресса? Новогодний утренник в детском саду —

огромный стресс для малышей и мам. Как справиться со всеми задачами?

Новый Год – это самый любимый и волшебный праздник для детей! К этой дате малыши готовятся

усердно: родители подбирают для них костюмы, а дети разучивают стихи, танцы, песни,

небольшие сценки. Это прекрасная возможность раскрыть в ребенке новые таланты и

способности, а также развить уже приобретенные навыки.

Многие дети боятся публики, но в ваших силах вселить в ребенка уверенность в собственных

силах. Просто напомните малышу, что он прекрасно знает песню и стихотворение, поэтому все

обязательно пройдет хорошо. В случае чего, никто не запретит вам подсказать слова и

Как правило, зимние праздники – это период, когда подхватить простуду или грипп не составляет

особого труда, поэтому очень важно уделять предельное внимание здоровью своего ребенка.

Одевайте ребенка по погоде, давайте природные иммуностимулирующие средства (мед, фрукты с

содержанием витамина С, имбирь и так далее), своевременно лечите простуду на ранних этапах,

ведь болезнь сама по себе малоприятная, а если из-за нее малыш пропустит желанный праздник,

вас ждет немало капризов и слез.

Если это первый Новый год в садике, обязательно расскажите ребенку историю этого праздника,

посмотрите вместе новогодние мультфильмы и сказки, разучите песенки и стишки. Не лишним

будет рассказать и о Дедушке Морозе и Снегурочке, многие дети боятся незнакомцев, поэтому

заранее уверьте кроху, что дедушка добрый и очень любит детей.

Чтобы ребенок не волновался, не лишним будет проведение репетиций дома. Пока кроха не будет

точно знать, что он не забудет слова и не потеряется в сценарии, повторяйте материал. Наберитесь

терпения, не показывайте, что это вам не интересно, поддержите малыша, ведь для него Новый

год – это настоящая сказка. Подключите ребенка к украшению дома: наверняка в садике его уже

научили делать гирлянды и вырезать хотя бы простые снежинки, так что работайте декораторами

Если вы хотите, чтобы ребенок вырос самостоятельным, не нужно каждую минуту поправлять ему

шапочку или одергивать, когда он громко разговаривает или смеется. Дайте малышу немного

свободы, водите с ним хороводы, рассказывайте сказки, дайте понять, что вы всегда рядом, но не

намерены отнимать у него все веселье.

Поскольку дети стараются не для себя, а для публики, присутствие родственников обязательно.

Ограничьтесь только близкими родственниками, не нужно собирать всю семью в садике, чтобы

похвастаться «какой у меня сынок молодец». Сынок может застесняться или испугаться

ответственности перед семейством и в итоге сорвет утренник. Куда лучше, если придут мама с

папой или дедушка с бабушкой. Это в школе вы уже сможете себе позволить не присутствовать на

праздниках, а в садике утренник – это важное для ребенка событие.

Заранее оговорите с воспитателями все нюансы: во сколько начинается утренник, можно ли

прийти раньше и переодеть ребенка, можно ли позвать бабушек-дедушек или вообще нельзя

приходить родителям? Будет ли после праздника чаепитие? – эти вопросы лучше уточнить

Конечно, все дети ждут от новогодних праздников не только поднятия настроения, но и подарков.

Чтобы избежать неравенства (Ване подарили радиоуправляемую машину, а мне всего лишь

конструктор), лучше серьезные подарки положить под «домашнюю» елку, а вот на детсадовском

утреннике купить одинаковые сладкие наборы: дети в любом случае не устоят перед вкусными

конфетами, зато у них не появится зависти к ближнему и обиды на Деда Мороза.

Этот вопрос лучше обсуждать заранее с другими родителями, вместе с родительским комитетом.

Нужно ли приносить сладости с собой или проще заплатить оговоренную сумму, и кто-то из

родителей займется организацией? – купит фрукты, печенье, соки, пироги и прочие продукты для

детей или готовый новогодний сладкий подарок обязательно с сертификатом. Заранее уточните,

есть ли у вашего ребенка аллергия на тот или иной продукт или он привередлив в еде – в этом

случае лучше позаботиться о нуждах малыша самостоятельно.

Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, но проблема в том, что не все

умеют с ним обращаться. Возможно, стоит рассмотреть вопрос и в складчину нанять хорошего

фотографа или видеооператора для детского утренника? Заранее просмотрите его портфолио,

расспросите об аппаратуре, назначьте личную встречу – человек должен быть приятным в

общении и уметь находить подход, а только потом заключайте договор, дабы обезопасить себя.

Если вы учтете все нюансы, то и детский праздник пройдет идеально, доставив немало

источник

Данная статья взята из интернет источника. Считаю, что информация правильная и нужная для работы музыкального руководителя. Спасибо автору.

Консультация для воспитателей

Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное, как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем используется, стараются свести свое участие в утреннике к минимуму.

Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

Очертим круг и тематику задач , стоящих на утреннике перед каждым ребенком.

  1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
  2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
  3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
  4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
  5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!

Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике свои, «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника

Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию «на сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

Надо признать, что проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителями. Наша задача – избежать стресса.

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1-й этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы на успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

2-й этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3-й этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.

источник

Название «Утренник без стресса». (консультация для воспитателей)
Дата 16.05.2014
Размер 81.33 Kb.
Тип Занятия
«Утренник без стресса».

(консультация для воспитателей)

Гомонова Елена Анатольевна,

ГБОУ ЦРР детский сад № 1194 СВАО,

Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное и многотрудное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, относятся к утреннику как к дополнительной нагрузке к своей «основной» работе. Воспитатели индифферентно относятся к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем используется, стараются свести свое участие в нем к минимуму. Отсутствие систематической работы вне утренников, уклонение от проведения вечеров развлечений в группе, снижает профессиональные навыки воспитателей, делает процесс подготовки утренника тяжелым, неповоротливым, трудоемким.

Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много.

Очертим круг проблем или задач, которые стоят перед каждым ребенком на утреннике.

1 группа задач — музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и пр.

2 группа задач — сценически-организационные: когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить…

3 группа – речевые задачи: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации…

4 группа – коммуникативные проблемы: как занять стул, что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел тебе не ту шапочку, как выразить свое возмущение; как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника…

5 группа задач – личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!

Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. И в таких условиях оставлять детей одних, без доброго и внимательного помощника и наставника – без взрослого — невозможно!

Воспитатель помимо того, что должен знать все сложности каждого ребенка, обязан решать на утреннике еще и свои, «взрослые» задачи.

^ Задачи воспитателя при проведении утренника:

  1. Организационные: воспитатель должен уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздача-уборка атрибутов. В отношении себя воспитатели должны уметь выбрать позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
  2. Эмоционально-речевые: создание воображаемой ситуации, адекватной эмоциональной атмосферы утренника, что идет от выразительной речи с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительных форм глаголов («встаньте, пройдите, сядьте»), вместо бытующих «встали, прошли, сели». Это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
  3. Коммуникативные: 1) взрослый-взрослый: взаимодействие со вторым воспитателем, персонажем, родителями; 2) взрослый-ребенок: организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, доброжелательное отношение к каждому ребенку, наличие только положительных оценок.
  4. Музыкальные: знать «слабые места» в песнях (подсказать сопровождающее движение, начало следующего куплета), танцах (перестроения), оркестре (аритмия некоторых детей, распределение инструментов). Возможность продемонстрировать собственные музыкальные умения: спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре.

Надо признать, что проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто все предшествующие два месяца подготовки игнорировал свое участие в музыкальных занятиях, кто не обладает навыками выступлений перед зрителем. Если мы даем себе в этом отчет, то надо постараться сделать все, чтобы избежать стресса.

^ Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1 этап «воспитатель как ребенок» (первый месяц подготовки к утреннику) : музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает все то же, что и дети (разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра). Времени на это у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (за месяц-то!).

Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь затрудняющимся на утреннике.

2 этап «воспитатель как ведущий» (первая половина второго месяца подготовки утренника): воспитатель знает весь репертуар, распределяет подгруппы на занятии, руководит посторениями-перестроениями – готовит себя и детей к проведению утренника.

Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы детей.

^ 3 этап «воспитатель как актер» (за 2 недели до утренника): музыкальный руководитель в это время может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар, чтобы праздничный не надоел детям, работает больше по подгруппам. Воспитатели репетируют без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.

Цель — работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем.

В предварительную работу с детьми по подготовке утренника входит:

Чтение дополнительной литературы, связанной с темой праздника

Разучивание стихов и монтажа

Разучивание и режиссирование ролей в сценке

Повторение музыкального, игрового материала утренника в свободное от занятий время (например, в форме концерта для малышей или кукол)

Подготовка необходимых атрибутов и элементов костюмов (совместно с родителями)

Подготовка элементов украшения зала

^ Работа с родителями по подготовке утренника предполагает:

Рекомендации по чтению художественной литературы дома

Рекомендации по методике разучивания стихов наизусть

Рекомендации по изготовлению элементов костюмов

Рекомендации по организации праздничного дня

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность на музыкальных занятиях, видит перспективу возможных проблем и пути их решения – тогда утренник пройдет без стресса, как для детей, так и для воспитателей, и, конечно, для музыкального руководителя.

В идеале утренник должен быть итогом работы за 2 месяца всех специалистов, работающих с детьми данной группы. Тогда это будет подлинно «кровное» дело каждого. На это, надеюсь, и направлена новая реформа дошкольного воспитания.

^ Задачи детей и взрослых при проведении утренника.

Задачи Дети Взрослые
с детьми собственные
1 музыкально-исполнительские Слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и пр. знать «слабые места» в песнях (подсказать сопровождающее движение, начало следующего куплета), танцах (перестроения), оркестре (аритмия некоторых детей, распределение инструментов). Возможность продемонстрировать собственные музыкальные умения: спеть соло в песне, сыграть сложную партию в оркестре.
2 сценически-организационные Когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить… Организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздача-уборка атрибутов. В отношении себя воспитатели должны уметь выбрать позицию на сцене при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника.
3 эмоционально-речевые Как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации… Помочь ребенку в решении его речевых задач, эмоциональном комфорте Создание воображаемой ситуации, адекватной эмоциональной атмосферы утренника, которая идет от выразительной речи с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительных форм глаголов («встаньте, пройдите, сядьте» вместо бытующих «встали, прошли, сели»).
4 коммуникативные Как занять стул, что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, как выразить свое возмущение; как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника… Организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, доброжелательное отношение к каждому ребенку, наличие только положительных оценок. Взаимодействие со вторым воспитателем, персонажем, родителями
5 Личностно-оценочные что делать, если у тебя не получилось, если сбился в стихе, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео Помощь детям, поддержка, внимание Что делать, если ты мямлишь текст сценария, забыл последовательность номеров, не знаешь правила игры, движения хоровода, раздал не те атрибуты и не тем, не знаешь куда встать, а тебя снимают на видео?

^ Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1 этап «воспитатель-ребенок» (первый месяц подготовки к утреннику): музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает все то же, что и дети (разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра). Времени на это у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (за месяц-то!).

Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь затрудняющимся на утреннике.

2 этап «воспитатель-ведущий» (первая половина второго месяца подготовки утренника): воспитатель знает весь репертуар, распределяет подгруппы на занятии, руководит посторениями-перестроениями – готовит себя и детей к проведению утренника.

Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы детей.

3 этап «воспитатель-актер» (вторая половина второго месяца подготовки утренника): музыкальный руководитель в это время может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар, чтобы праздничный не надоел детям, работает больше по подгруппам. Воспитатели репетируют без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.

Цель — работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем.

^ Предварительная работа с детьми по подготовке утренника:

Чтение дополнительной литературы, связанной с темой праздника

Разучивание стихов и монтажа

Разучивание и режиссирование ролей в сценке

Повторение музыкального, игрового материала утренника в свободное от занятий время (например, в форме концерта для малышей или кукол)

Подготовка необходимых атрибутов и элементов костюмов (совместно с родителями)

Подготовка элементов украшения зала

Работа с родителями по подготовке утренника предполагает:

Рекомендации по чтению художественной литературы дома

Рекомендации по методике разучивания стихов наизусть

Рекомендации по изготовлению элементов костюмов

источник

Анна Бочарова, психолог, гештальт- терапевт, Москва

В статье – рекомендации, которые помогут детям, родителям и воспитателям избежать стресса или снизить его при подготовке к празднику. Схемы и памятки помогут распознать стресс у детей и воспитателей. А памятки подскажут воспитателям, чем опасен длительный стресс и как с ним справиться

Воспитатели стремятся выполнить все требования заведующего при подготовке к новогоднему утреннику, но из-за этого могут перегружать детей и создавать напряженную атмосферу. Расскажите воспитателям, как выйти из стрессовой ситуации, а родителям – как помочь ребенку подготовиться к утреннику без стресса.

Если вы видите стресс у воспитателя, расскажите ему про техники, которые помогут привести себя в нормальное состояние. Научите расслаблять мышцы, снимать тревогу, раздражение, злость, снижать эмоциональность и восстанавливать когнитивные функции и работоспособность. Ниже – советы воспитателям.

Почему не надо игнорировать стресс.

Если человек не справляется с ситуацией, не решает поставленных задач, а постоянно находится в психофизическом напряжении, то у него ухудшается здоровье. Кроме того, действия воспитателя в состоянии стресса могут привести к неправильным поступкам. В том числе он может поставить детей в стрессовую ситуацию.

Пример.
Строгость заведующей и большой объем требований при подготовке к новогоднему утреннику привели педагогов к перегрузке. Воспитатели не справлялись с задачами и не знали, как сохранить психическую устойчивость. Некоторые педагоги не сумели отследить, что стали встревоженными и дезадаптивными. Это отразилось на детях. Они не осознавали, что ставили перед детьми задачи, которые не соответствовали их возрасту, способностям, физическим ресурсам организма. Неудачу детей они воспринимали как непослушание с их стороны. Некоторые стали видеть в детях помеху тому, чтобы группа подготовила выдающееся выступление перед гостями. В результате дети и их родители попали в стрессовую ситуацию, некоторые заболели, увеличилось количество конфликтов.

Как реагировать на стресс.

Отрицательные эмоции в состоянии напряжения означают, что возникла ситуация, которая воспринимается как угроза. Это значит, что вам не все равно, вы не игнорируете проблемы и неудачи, а просто напуганы и ищете выход. Чтобы принимать решения, важно успокоиться, снизить уровень тревоги. Для каждого человека способ снятия напряжения индивидуален, зависит от предпочтений, образа жизни. Важно не допускать длительного напряжения.

В момент сильного гнева, обиды, напряжения постарайтесь изолировать себя от стрессовой ситуации и освободить от нее мысли. Сконцентрируйтесь на том, что сейчас важнее хорошее самочувствие. Осознайте свое раздражение. Почувствуйте, где в теле находится напряжение. Обычно во время нарастающего гнева, тревог это брюшная полость или грудная клетка. Положите руку в место напряжения и продышите его медленно. Ощущайте, как расслабляются мышцы, снижается накал эмоций. Мыслями и восприятием находитесь в этом моменте. Если напряжение не проходит, сердце продолжает усиленно биться, вы ощущаете сопротивление, желание возмущаться, значит, мысленно вы не отпускаете ситуацию. Возможно, бессознательно. Для вас сейчас отпустить ситуацию нельзя или страшно – это и не позволяет вам расслабиться. Не переживайте, к решению задач вы вернетесь, но для начала решите, в каком состоянии вы хотите их решать.

Как сбросить негативные эмоции.

Не накапливайте в себе обиды и негативные эмоции. Напишите переживания на бумаге. Затем прочитайте написанное, разорвите лист, скомкайте его с силой и забросьте в урну. Проговорите в диктофон, что вы чувствуете и думаете, а затем сотрите запись. Пожалуйтесь на происходящее друзьям или коллеге, которому можно доверять. Забрасывайте мяч в корзину и каждый раз называйте, что чувствуете. Переключите внимание на физический труд: передвиньте мебель, что-нибудь перенесите с места на место. Устройте уборку.

Как понять, что воспитатель находится в состоянии стресса

Выделите время не только на работу, но и на отдых. Планируйте трудовую деятельность – распределите нагрузку, распишите дела и отмечайте выполненное. Это поможет вам видеть результат, фиксировать успешность и понимать, чему и сколько вы отводите времени.
Не игнорируйте время на отдых. Пусть оно будет неприкосновенно и ограничено от вторжения окружающих. В это время вы имеете право не отвечать на телефонные звонки, закрыть дверь от того, что может помешать. Помните, что от этого зависит ваше самочувствие. Главное, чтобы удовольствия не были саморазрушительны. Главный критерий – момент расслабления, безоценочность своих действий, приятные эмоции, то есть все то, что будет помогать центральной нервной системе вырабатывать необходимые гормоны. Возможно, вначале будет поиск и эксперименты, чтобы найти то, что нравится, например, спорт, творчество, хобби, саморазвитие.

Важно
Боритесь с собственным стрессом, чтобы не допустить стресса у детей

Как вести себя с человеком, у которого стресс.

Чтобы во время подготовки к новогоднему утреннику не возникало дополнительных стрессовых ситуаций, не воспринимайте напряженное поведение коллег и родителей как негативное. Поддержите человека, у которого стресс, проявите сочувствие. Можно сказать, что вы видите, как устал собеседник, как он переживает, чтобы все было хорошо, что много сделал и постарался. Дайте понять, что главное теперь позаботиться о себе, сделать что-нибудь приятное, чтобы улучшить самочувствие. Объясните, что это поможет снизить негативные эмоции и требовательность по отношению к себе и другим. Собеседник почувствует, что поступает правильно, даже когда у него что-то идет не так. Это значит, что больше нет угрозы и ему не от чего защищаться. Ошибка – в момент стресса предложить человеку помощь и выделить его состояние как неподходящее и опасное. В этом случае он скорее почувствует себя уязвимым и откажется от борьбы со стрессом.

Когда вы дома помогаете ребенку готовиться к утреннику, сдерживайте раздражение, если у него что-то не получается сразу. Не будьте требовательны, но проявите настойчивость. Относитесь к подготовке как к важному процессу жизни. Превратите ее в увлекательное времяпрепровождение. Например, попросите научить вас танцу, подберите вместе наряды, подумайте о том, как лучше организовать выступление. Настраивайте ребенка на совместную подготовку в группе позитивно. Говорите, что, когда все получается слаженно, это весело и интересно.

Успокаивайте ребенка, если он не готов к выступлению. Заранее рассказывайте ребенку, что иногда может не все получаться, как хочется, но это не страшно. Если ребенок болел, а потом оказался на интенсивной репетиции или уже на утреннике, то он может растеряться, не понимать, что надо делать, расстроиться и отказаться выступать. Объясните ему, что всегда можно придумать, как участвовать в празднике вместе со всеми. Например, можно помогать другим, прийти в красивом наряде, громко аплодировать и радоваться за свою группу, махать родителям, успеть выучить какое-нибудь одно движение, которое делают все, или просто повторять за другими на занятиях. Можно помогать раздавать конфеты и подарки, широко улыбаться или даже просто отдыхать.

Позвольте выражать негативные эмоции.

Не запрещайте детям говорить, чем они недовольны и что им не нравится. Не критикуйте их, не старайтесь переделать или указать, что это неправильно. Выслушайте и посочувствуйте, однако не фиксируйте внимание на негативе. Так можно его усилить. Если ребенок жалуется на строгого воспитателя во время подготовки к празднику, расскажите, что воспитатель переживает, потому что хочет, чтобы все получилось. Но у него тоже может не сразу все выходить, поэтому он расстраивается и устает. Вместе подумайте, что надо и чего не надо делать в этой ситуации и переключите внимание ребенка на что-нибудь приятное.

Учите получать удовольствие от подготовки.

Когда вы говорите с ребенком о том, как проходит подготовка к Новому году, обращайте внимание на те навыки, которые он приобретает: выучил стишок, слова песни, научился танцевать. Напоминайте, что независимо от того, как пройдет утренник, можно будет показать родным на семейном празднике, чему он научился. Не уставайте гордиться достижениями вашего ребенка.

Не стремитесь, чтобы ребенок всегда был одним из лучших, и не бойтесь негативных оценок в его адрес в случае неудачного выступления на утреннике

Старайтесь не критиковать.

Вместо критических замечаний акцентируйте внимание на тех чертах характера ребенка, которые помогут ему выступить. Например:
«Ты умеешь выразительно читать стихотворение», «Тебе нравится создавать веселую атмосферу», «У тебя получилось запомнить слова и танцевальные движения», «Мне нравится твое упорство», «Когда ты громко поешь песню, тебя хорошо слышно», «Я вижу, что тебе важно, чтобы было красиво», «Ты очень внимательна к деталям», «Когда ты поешь, я улыбаюсь».

Появилась агрессивность.
Покладистый и дружелюбный ребенок вдруг стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки, замахиваться. С трудом соблюдает обычную дисциплину.

Появились страхи.
Везде включает свет. Проверяет, все ли в порядке, заперты ли замки. Он боится не только темноты, но и картины на стене, шума и тишины.

Появились перепады настроения, утомляемость.
Часто проявляет обиду, гнев, находится в подавленном состоянии, быстро устает от обычных занятий, появились истерики.

Стал беспокойно спать.
Во сне ворочается, стонет, вскрикивает, просыпается среди ночи.

Снизился интерес к играм и общению.
Ребенок стремится к одиночеству, отказывается играть с ровесниками и взрослыми. Не хочет ходить в детский сад.

Появились компульсивные признаки.
Наматывает волосы на палец, покашливает, появились звуковые тики, подергивания плечами, игра с половыми органами, заикание, энурез.

Ухудшилось здоровье.
Участились простуды, обострились хронические заболевания.

Головной мозг
– сужаются сосуды;
– затрудняется снабжение мозга кислородом;
– появляются головные боли, бессонница, слабость, быстрая утомляемость.

Сердечно-сосудистая система
– повышается риск появления и развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда;
– повышенное сердцебиение превращается в аритмию, гипертонию.

ЖКТ
– нарушается работа пищеварительной системы;
– обостряется гастрит, язва, заболевания печени и желчного пузыря.

Ослабевает иммунная система в целом, человек стано- вится уязвимым и незащищенным перед инфекционными заболеваниями.

1. Отслеживайте реакции организма на стресс. Когда вы чувствуете напряжение мышц во время стресса, положите руку на напряженные мышцы, подышите через это место и расслабьте его.
2. Определите, решаемая или нерешаемая у вас проблема. Если ситуацию можно решить, направьте на это все свои силы. Если обстоятельства изменить нельзя, обратитесь за помощью к психологу, чтобы пережить это.
3. Найдите ресурсы для того, чтобы справиться с ситуацией. Обозначьте проблему. Запишите пять своих положительных качеств, которые помогут ее решить. Вспомните, как вы справлялись с похожими ситуациями. Запишите возможные способы выхода из текущей ситуации и выберите подходящий
4. Разделяйте ответственность. Обращайтесь за помощью к коллегам, которые преуспевают в решении сложной для вас задачи. Просите родителей помочь.
5. Не концентрируйтесь на страхе неудачи. Думайте об успехе. Сосредоточьтесь на задачах и способах решения проблемы.
6. Выделите время на отдых. Помните, что ваш отдых и удовольствия – лучшая профилактика стресса для вас и для окружающих вас людей.
Источник Справочник педагога-психолога. Детский сад, №12, 2018г

источник

Праздники играют важную роль в жизни людей, но особенно их обожают дети. Малыши, которые посещают детский сад, обязательно хотя бы 2-3 раза в год готовят праздничные утренники, а ведь Новый Год – это самый любимый и волшебный праздник для ребятни! К этой дате малыши готовятся усердно: родители подбирают для них костюмы, а дети разучивают стихи, танцы, песни, небольшие сценки. Это прекрасная возможность раскрыть в ребенке новые таланты и способности, а также развить уже приобретенные навыки.

Как правило, его подбирают или пишут самостоятельно воспитатели детского сада. Номера должны быть короткими, но интересными, лучше задействовать детей в разных сценках, поскольку они быстро утомляются и теряют интерес к одной затянувшейся части праздника, а ведь Новый год должен пройти весело и необычно, а не стать очередным скучным и неинтересным вечером.

В качестве основы для сценария можно взять детский мультфильм или сказку, написать забавную историю с появлением необычных персонажей. Сюжет не должен быть сложным, дети должны его запомнить, так что учитывайте возрастные особенности той или иной группы. Очень важно включить и детские номера: сценки, песни, стихи, танцы. Желательно, чтобы в утреннике принимали участие все дети: хотя бы в маленькой сценке, но каждый. Дети очень любят отрицательных персонажей, которые мешают проведению утренника: они понимают, что это не всерьез, но продолжают верить в добро, а Дед Мороз и Снегурочка и могут стать олицетворением всего светлого и сказочного.

Главный принцип при выборе ролей – равноправие, то есть если все девочки феи и снежинки, не стоит предлагать кому-то роль злой колдуньи – малыши этого не оценят.

Учитывайте и предпочтения ребенка: если он против броского костюма, пойдите ему навстречу: в конце концов, можно ограничиться маской и несколькими характерными элементами. Перед праздником нужно провести несколько репетиций, причем хотя бы одну – в костюмах.

В празднике принимают участие не только дети, но и их родители, зачастую именно мамы, папы, бабушки готовят для детей костюмы и помогают разучивать роли. Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание, не ругайте, если у крохи что-то не получается, лучше покажите ему, как лучше сыграть в сценке или читать стихотворение. Ребенок очень ждет этого праздника, ведь он может показать, каких успехов достиг, какую весомую роль ему дали в мероприятии. Утренник может стать дополнительной мотивацией: если ребенок себя плохо ведет, можно ему сказать, что Дед Мороз уже наблюдает за ним, а плохие мальчики и девочки не участвуют в утренниках и не получают подарки.

1. Психологическая подготовка. Многие дети боятся публики, но в ваших силах вселить в ребенка уверенность в собственных силах. Просто напомните малышу, что он прекрасно знает песню и стихотворение, поэтому все обязательно пройдет хорошо. В случае чего, никто не запретит вам подсказать слова и приободрить чадо.

2. Забота о здоровье. Как правило, зимние праздники – это период, когда подхватить простуду или грипп не составляет особого труда, поэтому очень важно уделять предельное внимание здоровью своего чада. Одевайте ребенка по погоде, давайте природные иммуностимулирующие средства (мед, фрукты с содержанием витамина С, имбирь и так далее), своевременно лечите простуду на ранних этапах, ведь болезнь сама по себе малоприятная, а если из-за нее дите пропустит желанный праздник, вас ждет немало капризов и слез.

3. Расскажите о празднике. Если это первый Новый год в садике, обязательно расскажите ребенку историю этого праздника, посмотрите вместе новогодние мультфильмы и сказки, разучите песенки и стишки. Не лишним будет рассказать и о Дедушке Морозе и Снегурочке, многие дети боятся незнакомцев, поэтому заранее уверьте кроху, что дедушка добрый и очень любит детей.

4. Домашние репетиции. Чтобы ребенок не волновался, не лишним будет проведение репетиций дома. Пока кроха не будет точно знать, что он не забудет слова и не потеряется в сценарии, повторяйте материал. Наберитесь терпения, не показывайте, что это вам не интересно, поддержите малыша, ведь для него Новый год – это настоящая сказка. Подключите ребенка к украшению дома: наверняка в садике его уже научили делать гирлянды и вырезать хотя бы простые снежинки, так что работайте декораторами вместе.

5. Гиперопека. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос самостоятельным, не нужно каждую минуту поправлять ему шапочку или одергивать, когда он громко разговаривает или смеется. Дайте малышу немного свободы, водите с ним хороводы, рассказывайте сказки, дайте понять, что вы всегда рядом, но не намерены отнимать у него все веселье.

6. Присутствие на утреннике. Поскольку дети стараются не для себя, а для публики, присутствие родственников обязательно. Ограничьтесь только близкими родственниками, не нужно собирать всю семью в садике, чтобы похвастаться «какой у меня сынок молодец». Сынок может застесняться или испугаться ответственности перед семейством и в итоге сорвет утренник. Куда лучше, если придут мама с папой или дедушка с бабушкой. Это в старшей школе вы уже сможете себе позволить не присутствовать на праздниках, а в садике утренник – это важное для ребенка событие.

7. Ценная информация. Заранее оговорите с воспитателями все нюансы: во сколько начинается утренник, можно ли прийти раньше и переодеть ребенка, можно ли позвать бабушек-дедушек или места в зале на всех не хватит? Будет ли после праздника чаепитие? – эти вопросы лучше уточнить заранее.

8. Подарки. Конечно, все дети ждут от новогодних праздников не только поднятия настроения, но и подарков. Чтобы избежать неравенства (Коле подарили радиоуправляемую машину, а мне всего лишь конструктор), лучше серьезные подарки положить под «домашнюю» елку, а вот на детсадовском утреннике купить одинаковые сладкие наборы: дети в любом случае не устоят перед вкусными конфетами, зато у них не появится зависти к ближнему и обиды на Деда Мороза.

9. Сладкий стол. Этот вопрос лучше обсуждать заранее с другими родителями, поскольку чаепитие в детсадовской группе – это вполне обычная практика. Нужно ли приносить сладости с собой или проще заплатить оговоренную сумму, и кто-то займется организацией? – купит фрукты, печенье, соки, пироги и прочие продукты для детей. Заранее уточните, есть ли у вашего ребенка аллергия на тот или иной продукт или он привередлив в еде – в этом случае лучше позаботиться о нуждах чада самостоятельно.

10. Фото и видеосъемка. Практически у каждого семейства есть фотоаппарат или видеокамера, но проблема в том, что не все умеют с ним обращаться. Возможно, стоит рассмотреть вопрос и в складчину нанять хорошего фотографа или видеооператора для детского утренника? Заранее просмотрите его портфолио, расспросите об аппаратуре, назначьте личную встречу – человек должен быть приятным в общении и уметь находить подход, а только потом заключайте договор, дабы обезопасить себя.

Если вы учтете все нюансы, то и детский праздник пройдет идеально, доставив немало удовольствия малышам и их родителям!

источник

Перепечатка и любое воспроизведение материалов сайта без разрешения автора

Консультация для воспитателей

Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное и многотрудное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляя интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем используется, стараются свести свое участие в утреннике к минимуму.

Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроения в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

Очертим круг проблем или задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.

1. Музыкально-исполнительские : слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.

2. Сценически-организационные : как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.

3. Речевые задачи : как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

4. Коммуникативные : что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел тебе не ту шапочку, как выразить свое возмущение; как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

5. Личностно-оценочные : что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!

Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике еще и свои, «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника:

Музыкальные: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов), использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздача-уборка атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте, пройдите, сядьте» вместо бытующих «встали, прошли, сели») — это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Коммуникативные: обращение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком — умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, наличие только положительных оценок.

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1 этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает все то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (за месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь им на утреннике.

2 этап: «воспитатель как ведущий» (6 – 7-я неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит посторениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3 этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель — работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговаривать всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятиях, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

В идеале утренник должен быть итогом двухмесячной работы всех специалистов, работающих с детьми данной группы — тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.

Источник: Е. Гомонова «Утренник без стресса» ( «Музыкальный руководитель» №4/2014)

источник

Анна Бочарова, психолог, гештальт- терапевт, Москва

В статье – рекомендации, которые помогут детям, родителям и воспитателям избежать стресса или снизить его при подготовке к празднику. Схемы и памятки помогут распознать стресс у детей и воспитателей. А памятки подскажут воспитателям, чем опасен длительный стресс и как с ним справиться

Воспитатели стремятся выполнить все требования заведующего при подготовке к новогоднему утреннику, но из-за этого могут перегружать детей и создавать напряженную атмосферу. Расскажите воспитателям, как выйти из стрессовой ситуации, а родителям – как помочь ребенку подготовиться к утреннику без стресса.

Если вы видите стресс у воспитателя, расскажите ему про техники, которые помогут привести себя в нормальное состояние. Научите расслаблять мышцы, снимать тревогу, раздражение, злость, снижать эмоциональность и восстанавливать когнитивные функции и работоспособность. Ниже – советы воспитателям.

Почему не надо игнорировать стресс.

Если человек не справляется с ситуацией, не решает поставленных задач, а постоянно находится в психофизическом напряжении, то у него ухудшается здоровье. Кроме того, действия воспитателя в состоянии стресса могут привести к неправильным поступкам. В том числе он может поставить детей в стрессовую ситуацию.

Пример.
Строгость заведующей и большой объем требований при подготовке к новогоднему утреннику привели педагогов к перегрузке. Воспитатели не справлялись с задачами и не знали, как сохранить психическую устойчивость. Некоторые педагоги не сумели отследить, что стали встревоженными и дезадаптивными. Это отразилось на детях. Они не осознавали, что ставили перед детьми задачи, которые не соответствовали их возрасту, способностям, физическим ресурсам организма. Неудачу детей они воспринимали как непослушание с их стороны. Некоторые стали видеть в детях помеху тому, чтобы группа подготовила выдающееся выступление перед гостями. В результате дети и их родители попали в стрессовую ситуацию, некоторые заболели, увеличилось количество конфликтов.

Как реагировать на стресс.

Отрицательные эмоции в состоянии напряжения означают, что возникла ситуация, которая воспринимается как угроза. Это значит, что вам не все равно, вы не игнорируете проблемы и неудачи, а просто напуганы и ищете выход. Чтобы принимать решения, важно успокоиться, снизить уровень тревоги. Для каждого человека способ снятия напряжения индивидуален, зависит от предпочтений, образа жизни. Важно не допускать длительного напряжения.

В момент сильного гнева, обиды, напряжения постарайтесь изолировать себя от стрессовой ситуации и освободить от нее мысли. Сконцентрируйтесь на том, что сейчас важнее хорошее самочувствие. Осознайте свое раздражение. Почувствуйте, где в теле находится напряжение. Обычно во время нарастающего гнева, тревог это брюшная полость или грудная клетка. Положите руку в место напряжения и продышите его медленно. Ощущайте, как расслабляются мышцы, снижается накал эмоций. Мыслями и восприятием находитесь в этом моменте. Если напряжение не проходит, сердце продолжает усиленно биться, вы ощущаете сопротивление, желание возмущаться, значит, мысленно вы не отпускаете ситуацию. Возможно, бессознательно. Для вас сейчас отпустить ситуацию нельзя или страшно – это и не позволяет вам расслабиться. Не переживайте, к решению задач вы вернетесь, но для начала решите, в каком состоянии вы хотите их решать.

Как сбросить негативные эмоции.

Не накапливайте в себе обиды и негативные эмоции. Напишите переживания на бумаге. Затем прочитайте написанное, разорвите лист, скомкайте его с силой и забросьте в урну. Проговорите в диктофон, что вы чувствуете и думаете, а затем сотрите запись. Пожалуйтесь на происходящее друзьям или коллеге, которому можно доверять. Забрасывайте мяч в корзину и каждый раз называйте, что чувствуете. Переключите внимание на физический труд: передвиньте мебель, что-нибудь перенесите с места на место. Устройте уборку.

Как понять, что воспитатель находится в состоянии стресса

Выделите время не только на работу, но и на отдых. Планируйте трудовую деятельность – распределите нагрузку, распишите дела и отмечайте выполненное. Это поможет вам видеть результат, фиксировать успешность и понимать, чему и сколько вы отводите времени.
Не игнорируйте время на отдых. Пусть оно будет неприкосновенно и ограничено от вторжения окружающих. В это время вы имеете право не отвечать на телефонные звонки, закрыть дверь от того, что может помешать. Помните, что от этого зависит ваше самочувствие. Главное, чтобы удовольствия не были саморазрушительны. Главный критерий – момент расслабления, безоценочность своих действий, приятные эмоции, то есть все то, что будет помогать центральной нервной системе вырабатывать необходимые гормоны. Возможно, вначале будет поиск и эксперименты, чтобы найти то, что нравится, например, спорт, творчество, хобби, саморазвитие.

Важно
Боритесь с собственным стрессом, чтобы не допустить стресса у детей

Как вести себя с человеком, у которого стресс.

Чтобы во время подготовки к новогоднему утреннику не возникало дополнительных стрессовых ситуаций, не воспринимайте напряженное поведение коллег и родителей как негативное. Поддержите человека, у которого стресс, проявите сочувствие. Можно сказать, что вы видите, как устал собеседник, как он переживает, чтобы все было хорошо, что много сделал и постарался. Дайте понять, что главное теперь позаботиться о себе, сделать что-нибудь приятное, чтобы улучшить самочувствие. Объясните, что это поможет снизить негативные эмоции и требовательность по отношению к себе и другим. Собеседник почувствует, что поступает правильно, даже когда у него что-то идет не так. Это значит, что больше нет угрозы и ему не от чего защищаться. Ошибка – в момент стресса предложить человеку помощь и выделить его состояние как неподходящее и опасное. В этом случае он скорее почувствует себя уязвимым и откажется от борьбы со стрессом.

Когда вы дома помогаете ребенку готовиться к утреннику, сдерживайте раздражение, если у него что-то не получается сразу. Не будьте требовательны, но проявите настойчивость. Относитесь к подготовке как к важному процессу жизни. Превратите ее в увлекательное времяпрепровождение. Например, попросите научить вас танцу, подберите вместе наряды, подумайте о том, как лучше организовать выступление. Настраивайте ребенка на совместную подготовку в группе позитивно. Говорите, что, когда все получается слаженно, это весело и интересно.

Успокаивайте ребенка, если он не готов к выступлению. Заранее рассказывайте ребенку, что иногда может не все получаться, как хочется, но это не страшно. Если ребенок болел, а потом оказался на интенсивной репетиции или уже на утреннике, то он может растеряться, не понимать, что надо делать, расстроиться и отказаться выступать. Объясните ему, что всегда можно придумать, как участвовать в празднике вместе со всеми. Например, можно помогать другим, прийти в красивом наряде, громко аплодировать и радоваться за свою группу, махать родителям, успеть выучить какое-нибудь одно движение, которое делают все, или просто повторять за другими на занятиях. Можно помогать раздавать конфеты и подарки, широко улыбаться или даже просто отдыхать.

Позвольте выражать негативные эмоции.

Не запрещайте детям говорить, чем они недовольны и что им не нравится. Не критикуйте их, не старайтесь переделать или указать, что это неправильно. Выслушайте и посочувствуйте, однако не фиксируйте внимание на негативе. Так можно его усилить. Если ребенок жалуется на строгого воспитателя во время подготовки к празднику, расскажите, что воспитатель переживает, потому что хочет, чтобы все получилось. Но у него тоже может не сразу все выходить, поэтому он расстраивается и устает. Вместе подумайте, что надо и чего не надо делать в этой ситуации и переключите внимание ребенка на что-нибудь приятное.

Учите получать удовольствие от подготовки.

Когда вы говорите с ребенком о том, как проходит подготовка к Новому году, обращайте внимание на те навыки, которые он приобретает: выучил стишок, слова песни, научился танцевать. Напоминайте, что независимо от того, как пройдет утренник, можно будет показать родным на семейном празднике, чему он научился. Не уставайте гордиться достижениями вашего ребенка.

Не стремитесь, чтобы ребенок всегда был одним из лучших, и не бойтесь негативных оценок в его адрес в случае неудачного выступления на утреннике

Старайтесь не критиковать.

Вместо критических замечаний акцентируйте внимание на тех чертах характера ребенка, которые помогут ему выступить. Например:
«Ты умеешь выразительно читать стихотворение», «Тебе нравится создавать веселую атмосферу», «У тебя получилось запомнить слова и танцевальные движения», «Мне нравится твое упорство», «Когда ты громко поешь песню, тебя хорошо слышно», «Я вижу, что тебе важно, чтобы было красиво», «Ты очень внимательна к деталям», «Когда ты поешь, я улыбаюсь».

Появилась агрессивность.
Покладистый и дружелюбный ребенок вдруг стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки, замахиваться. С трудом соблюдает обычную дисциплину.

Появились страхи.
Везде включает свет. Проверяет, все ли в порядке, заперты ли замки. Он боится не только темноты, но и картины на стене, шума и тишины.

Появились перепады настроения, утомляемость.
Часто проявляет обиду, гнев, находится в подавленном состоянии, быстро устает от обычных занятий, появились истерики.

Стал беспокойно спать.
Во сне ворочается, стонет, вскрикивает, просыпается среди ночи.

Снизился интерес к играм и общению.
Ребенок стремится к одиночеству, отказывается играть с ровесниками и взрослыми. Не хочет ходить в детский сад.

Появились компульсивные признаки.
Наматывает волосы на палец, покашливает, появились звуковые тики, подергивания плечами, игра с половыми органами, заикание, энурез.

Ухудшилось здоровье.
Участились простуды, обострились хронические заболевания.

Головной мозг
– сужаются сосуды;
– затрудняется снабжение мозга кислородом;
– появляются головные боли, бессонница, слабость, быстрая утомляемость.

Сердечно-сосудистая система
– повышается риск появления и развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда;
– повышенное сердцебиение превращается в аритмию, гипертонию.

ЖКТ
– нарушается работа пищеварительной системы;
– обостряется гастрит, язва, заболевания печени и желчного пузыря.

Ослабевает иммунная система в целом, человек стано- вится уязвимым и незащищенным перед инфекционными заболеваниями.

1. Отслеживайте реакции организма на стресс. Когда вы чувствуете напряжение мышц во время стресса, положите руку на напряженные мышцы, подышите через это место и расслабьте его.
2. Определите, решаемая или нерешаемая у вас проблема. Если ситуацию можно решить, направьте на это все свои силы. Если обстоятельства изменить нельзя, обратитесь за помощью к психологу, чтобы пережить это.
3. Найдите ресурсы для того, чтобы справиться с ситуацией. Обозначьте проблему. Запишите пять своих положительных качеств, которые помогут ее решить. Вспомните, как вы справлялись с похожими ситуациями. Запишите возможные способы выхода из текущей ситуации и выберите подходящий
4. Разделяйте ответственность. Обращайтесь за помощью к коллегам, которые преуспевают в решении сложной для вас задачи. Просите родителей помочь.
5. Не концентрируйтесь на страхе неудачи. Думайте об успехе. Сосредоточьтесь на задачах и способах решения проблемы.
6. Выделите время на отдых. Помните, что ваш отдых и удовольствия – лучшая профилактика стресса для вас и для окружающих вас людей.
Источник Справочник педагога-психолога. Детский сад, №12, 2018г

источник

Читайте также:  Как избегать стрессов на работе при беременности