Меню Рубрики

Вариант психологической помощи при стрессе

При оказании психологической помощи важно следо­вать следующим правилам.

Необходимо позаботиться о собственной безопасно­сти. Переживая горе, человек часто не понимает, что де­лает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физичес­кой безопасности (есть примеры, когда при попытке са­моубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, на­пример, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую по­мощь. Единственное исключение – это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей при­ходится ожидать, или пострадавший изолирован, к при­меру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими:

сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;

подскажите ему, как необходимо себя вести: мак­симально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос – это позволит экономить кис­лород в организме и окружающем пространстве;

запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.

Находясь рядом с человеком, получившим психи­ческую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагичес­ком известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавше­го не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его со­стояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с челове­ком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неиск­ренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.

Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навре­дить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильнос­ти того, что собираетесь делать – лучше воздержитесь.

Теперь рассмотрим приемы экстренной психологичес­кой помощи окружающим при каждом из перечисленных выше состояний.

Не оставляйте человека одного. Страх тяжело пере­носить в одиночестве.

Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако уче­ные давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится – поддерживайте его, говорите на эту тему.

Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

Предложите человеку сделать несколько дыхатель­ных упражнений, например таких:

Положите руку на живот; медленно вдохните, по­чувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1–2 се­кунды. Выдохните. Сначала опускается живот, по­том грудь. Медленно повторите это упражнение 3–4 раза;

Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1–2 се­кунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медлен­но и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1–2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как мож­но сильнее. Медленно повторите это упражнение 3–4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему – дышите вместе. Это поможет ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.

Если боится ребенок, поговорите с ним о его стра­хах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.

Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

Помните – страх может быть полезным (если помога­ет избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

источник

Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым (И. С. Пигулевская, 2012)

Главные враги счастья – это беспокойство, страхи и внутреннее напряжение, которое мы всегда носим с собой, порою даже не замечая этого. Книга посвящена бичу нашего времени – депрессии и стрессу. Эти два состояния – спутники современного человека с его ускоренным ритмом жизни и морем проблем. Случившийся только вчера или уже пять лет назад, стресс всегда имеет последствия – как для эмоционального состояния, так и для физического здоровья. Если мы хотим жить легко, долго и счастливо, то нам необходимо избавиться от тревог и навсегда попрощаться с беспокойством. А значит, нужно знать о стрессе и депрессии все! Ведь только устранив причину, мы легко и непринужденно справимся со следствиями. Тревоги отступят, а счастье войдет в вашу жизнь.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым (И. С. Пигулевская, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Психологическая помощь при стрессе и депрессии

Выше уже было сказано, что сильный или длительный стресс, если его не прекратить, вызывает сильную депрессию. Слабый стресс заканчивается слабой депрессией. Сильные расстройства требуют обязательной врачебной помощи, не сильные человек обычно может преодолеть сам.

И конечно, первое, на что следует обратить внимание: на душевное равновесие, на создание положительного психологического микроклимата.

Методы борьбы с последствиями отрицательных эмоций

Первая стадия ответа организма при стрессе – стадия мобилизации. Эта стадия является тренирующей, стимулирующей приспособительные процессы в организме, при условии более-менее периодического возникновения.

Вторая стадия – стадия стенических эмоций. В ней происходит предельное усиление всех систем, отвечающих за взаимодействие с внешней средой. Резко повышаются тонус, сила, выносливость мышц. Резко мобилизуются все энергетические процессы. Усиливается деятельность сердца, повышается давление, вентиляция легких, выброс адреналина. Усиливаются иммунологические реакции. Но, в отличие от первой стадии, мобилизация ресурсов происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, чрезмерно, избыточно и не всегда адекватно ситуации.

Если стресс возник в эмоциональной сфере и не требует от человека физических усилий, то эта стадия наносит организму вред, поскольку физическая мобилизованность нуждается в разрядке, иначе человек «пойдет вразнос». Что тут можно сделать? Дать организму физическую нагрузку: быструю ходьбу, бег и что-нибудь еще в таком роде. Работа мышц приводит в этом случае к расширению сосудов и снижению артериального давления, а усиление окислительных процессов способствует ускоренному разрушению адреналина, утомление мышц стимулирует возникновение процессов торможения в центральной нервной системе. Следует иметь в виду, что крик, ругань, «срывание зла» не помогут, так как это не приводит к полноценной разрядке напряжения, а если после этого остаются чувство неудовлетворенности собственной несдержанностью, чувство вины, то накопление отрицательных эмоций только усиливается, а устойчивость к стрессорным нагрузкам падает.

Можно применять успокаивающие травы – валериану, пустырник. Таблетки (транквилизаторы) без назначения врача лучше не применять – могут быть нежелательные эффекты. Довольно простой и надежный способ сбрасывания напряжения – выйти на свежий воздух. Насыщение крови кислородом является непременным условием активации окислительных процессов, и многие, возможно, обращали внимание, что нередко достаточно просто выскочить из душного помещения, чтобы начать успокаиваться.

Если человек знает за собой такую особенность реагирования на стрессовые ситуации, то в качестве профилактики он может пропить курс витаминов группы В (они нормализуют реакции возбуждения – торможения в нервной системе). Обязательны полноценный, достаточный сон и физические нагрузки (допускаются непродолжительные и небольшой интенсивности, но обязательно на свежем воздухе).

Третья стадия эмоциональных реакций на стрессовые ситуации – астенические отрицательные эмоции. При них резко снижаются все виды работоспособности, возникает выраженное утомление, торможение в коре головного мозга. Угнетаются иммунологические реакции, тормозятся процессы восстановления клеток, отмечается потеря памяти, подавление способности к мышлению, к принятию решений, к оценке ситуации. Иногда страх угнетает лишь мыслительную сферу, стимулируя двигательную активность, тогда обезумевший от страха человек с огромной энергией совершает ненужные бесполезные действия (паника).

Если у человека превалируют такие реакции на стресс, то следует знать, что в этом случае физические нагрузки уже не вызовут разрядки, не снимут напряжения. Человек нуждается в препаратах, стимулирующих обмен веществ в организме (рибоксин, кокарбоксилаза) и в нервной системе (пирацетам, ноотропил). Часто хорошо помогают препараты, содержащие фосфолипиды (эссенциале, липостабил), которые включаются в обмен веществ в нервных клетках. Конкретный выбор препарата находится в компетенции врача.

Необходимы поливитаминные препараты, для нормализации состояния поможет удлиненный сон. Среди лекарственных успокаивающих трав подойдут не валериана и пустырник, а боярышник или пион, так как они, обладая нерезким успокаивающим действием, не усиливают процессы торможения в головном мозге. И, конечно, необходима профессиональная помощь психолога или психотерапевта.

Четвертая стадия реакции на стресс – невроз, когда нарушено равновесие процессов в коре головного мозга. «Вегетативная буря», характерная для третьей стадии, переходит в «хаос». Характерна резкая потеря работоспособности, нарушены поведенческие реакции и поступки, нарушена регуляция внутренних органов, развиваются заболевания. Терапия неврозов требует помощи психолога, самолечение здесь будет неэффективным.

Общие методы преодоления стресса

Стресс – состояние такое, что нельзя выписать один рецепт на всех для его преодоления. Что поможет одному, другому будет абсолютно бесполезно.

Но существует несколько достаточно общих вариантов преодоления стресса.

Во-первых, это методика, направленная непосредственно на устранение причин стресса. То есть предполагается изменить либо ситуацию, вызывающую стресс, либо отношение человека к этой ситуации. В этом случае нужно точно знать причину, вызывающую стресс, иначе все усилия пойдут насмарку.

Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. Нужно снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремиться избежать усиления их. Это применяется, если невозможно устранить причину, вызвавшую стресс. Сюда подходят прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или… просто бездельничание. Подробнее об этом будет написано ниже.

В-третьих: активная защита от стресса. Нужно найти что-то для сохранения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.). Это так называемая активная релаксация (расслабление), которая повышает приспособительные возможности человеческого организма – как психические, так и физические.

Помогут и методы «позитивного мышления».

И еще одно надо помнить: без стрессов нет жизни. Любому здоровому человеку, чтобы ощущать себя живым и полноценным, необходимо чувствовать наличие неких проблем, которые надо решать по мере их появления. Если говорить профессиональным языком физиологов, стресс – это попытка организма самостоятельно справиться с внешней агрессией. Но если уровень стресса увеличивается до порога, когда человек уже не может к нему приспособиться, если доза напряжения чересчур велика, стресс полезный (эустресс) превращается в стресс опасный (дистресс). А когда доза стресса превышена очень сильно, то страдает не только психика человека, но и его соматика – разные органы и системы организма.

Методы улучшения душевного состояния

Важным в преодолении стрессовой или депрессивной ситуации является настрой человека. Вот несколько способов, с помощью которых можно существенно повлиять на свое самочувствие:

1. Менять то, что можно изменить, и принимать, как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Есть такие мудрые слова: «Пусть будет послан мне душевный покой, чтобы я мог смириться с тем, чего нельзя изменить; пусть будет послана мне сила, чтобы я мог изменить то, что возможно; и пусть хватит мне мудрости, чтобы я отличил первое от второго». Действительно, стоит ли выходить из себя, если это ничего не изменит?! А может, стоит попробовать думать, а не ныть, действовать, а не канючить, и менять свою жизнь к лучшему. Если пока что-то не получается и изменить это невозможно, скажите себе «это судьба, и пусть пока будет так, ведь могло быть и хуже». Если же ситуацию можно исправить, то тем более не нервничайте, а думайте и действуйте!

2. Жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие. Зачем отравлять себе жизнь из-за каких-то отдаленных событий, если к тому времени все может тысячу раз измениться, если завтра любому из нас может, например, упасть на голову кирпич? Живите сегодняшним днем! Не надо строить розовых планов на будущее, очень сомнительно, что оно окажется лучше настоящего. Учитесь получать удовольствие от каждого дня, делайте то, что вам приятно. Забудьте о прошлых неудачах, перестаньте беспокоиться о будущем и получайте максимум удовольствия сегодня. Конечно, все это не означает, что надо отказаться от разумного планирования своей жизни. Но это и должно быть именно разумное и спокойное планирование, а не беспокойство или розовые мечты.

3. Никогда не обижаться на судьбу и помнить, что все могло бы быть гораздо хуже. Есть люди, которым намного хуже. Многие из них, не задумываясь, отдали бы свою жизнь за возможность прожить хотя бы один средненький денечек, которым живете вы.

4. Избегать неприятных людей. Никогда не раздражайтесь от общения с людьми, какими бы они ни были. Принимайте человека таким, каков он есть, или расставайтесь с ним. А если приходится общаться с невыносимым человеком по необходимости, радуйтесь, что вы не такой. И кроме того, помните, что люди с дурным характером, постоянными спорами и нервотрепкой быстро разрушают свой организм и рано умирают. Берегите нервы и улыбайтесь – победа все равно останется за вами.

Читайте также:  Тесты стресс и профессиональное выгорание

5. Оценивать себя самим и поменьше беспокоиться о том, что о вас думают другие. Иногда люди слишком беспокоятся о том, что о них подумают окружающие, и этим сильно отравляют себе жизнь. Никто не знает ваших достоинств и недостатков лучше, чем вы сами. Кто-то лучше вас, вы лучше кого-то; такова жизнь.

6. Побольше общаться с интересными людьми. Не замыкайтесь, почаще разговаривайте с интересными, успешными людьми. Если что-то не ладится, посоветуйтесь с ними, спросите, как они решают те или иные проблемы.

7. Планировать свою жизнь, чтобы не тратить время понапрасну. Научитесь планировать свою жизнь, иначе вы можете почувствовать, что жизнь уходит из-под вашего контроля, а вы бездарно плывете по течению. Поставьте перед собой конкретные цели: на неделю, на полгода, на ближайшие пять лет. Обдумайте и запишите пути и методы достижения и, не теряя времени, действуйте.

Существует несколько стратегий, приводящих к уменьшению стресса, и есть определенные случаи, в которых имеет смысл их применять.

1. Уход (вы уходите из зоны стресса):

– если вы видите, что конфликт приводит к разрастанию отрицательных чувств и требуется время, чтобы дать эмоциям остыть и вернуться к проблеме в более спокойном состоянии;

– если стержень конфликта не очень важен для вас;

– если вы не видите реальных шансов конструктивно разрешить конфликт иным путем.

2. Компромисс (вы минимизируете стресс):

– если вы имеете равные права и возможности со своим оппонентом;

– если есть риск серьезно испортить отношения, излишне твердо настаивая на своем;

– если нужно получить хоть какие-то преимущества, и вам есть, что предложить взамен.

3. Соперничество (вы вводите в стресс другого):

– ваша позиция сильнее, чем у оппонента;

– вас не интересуют возможные отдаленные последствия конфликта;

– вы находитесь в критической ситуации, и предмет спора чрезвычайно важен для вас.

4. Уступка (вы меняете вид стресса на более приемлемый):

– если сохранение хороших отношений с оппонентом для вас важнее, чем победа в конфликте;

– если ваш оппонент заведомо сильней вас и настроен только на жесткую конкурентную позицию;

– если вы не правы и не ощущаете моральной силы для настаивания на своем решении.

– вы добиваетесь полного разрешения конфликта и окончательного «закрытия» спора;

– оба оппонента настроены на конструктивное взаимодействие;

– решение проблемы равно важно для обоих сторон.

Этапы перевода конфликта в область сотрудничества:

1. Создать позитивный настрой, нейтрализовать отрицательные эмоции.

2. Подчеркнуть взаимное стремление к нахождению взвешенного решения.

3. Максимально четко определить суть проблемы, вызвавшей конфликт, причем сделать это с максимально нейтральной (объективной) позиции.

4. Определить желаемый результат для обеих сторон, а также итоговый результат, выгодный обеим сторонам.

5. Подтвердить, что достижение этого результата будет взаимовыгодно для обеих сторон, в то время как любое иное разрешение конфликта может иметь для них негативные последствия.

6. Сбор и анализ всей информации по данному вопросу, особенно имеющей отношение к желаемому результату.

7. Пересмотр возможных вариантов решений. Добавление в этот список новых, не тривиальных вариантов решений.

8. Выбор оптимального решения и определение порядка его реализации (при необходимости – с фиксацией в виде протокола о намерениях).

9. Реализация принятого решения и контроль его выполнения.

10. Итоговая оценка достигнутого и оценка своих действий по преодолению конфликта. Закрепление партнерских отношений.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым (И. С. Пигулевская, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

источник

Есть много способов напомнить самому себе о чем-то важном – мы делаем заметки на стикерах, ставим крестики на руках или записываем в ежедневник.

Наш организм сигнализирует о проблемах не стикерами и не записками, единственный инструмент, которым он может пользоваться, чтобы человек обратил внимание на проблему, это боль и нарушение функций организма, что снижает качество нашей жизни. При общении с нами он использует исключительно невербальную систему, с помощью каких-либо болевых ощущений в разных его частях. При чем, боль не всегда может говорить о соматическом (телесном) заболевании, очень часто через боль или расстройство каких-либо функций организма с нами «разговаривает» наш головной мозг.

Одна из форм таких болевых ощущений – стресс, который подсказывает нам, что в жизни нужно что-то поменять и научиться делать что-то новое.

В переводе с английского это слово означает напряжение и изначально оно использовалось в физике для обозначения внешней силы, приложенной к объекту и вызывающей его деформацию.

В обиход оно вошло в середине 20 века благодаря Гансу Селье, канадскому физиологу, который описал его как состояние сильного психического напряжения, которое возникает при эмоциональных перегрузках.

Факторы, его вызывающие, называются стрессорами. К ним можно отнести негативные эмоции, эмоциональную неудовлетворенность, неблагоприятные условия жизни. При их длительном воздействии стресс начинает проявляться в напряжении мышц, учащенном дыхании, ускоренном пульсе, повышении давления и увеличением адреналина в крови и другими вегетативными расстройствами. Чтобы ему противостоять, вы должны выработать адекватную реакцию и постоянно ее тренировать. Так что, перефразируя известную поговорку, помощь при стрессе – дело рук, попавшего под его воздействие.

Стресс: враг или друг.

Мы привыкли считать, что стресс – это плохо. На самом деле все не так однозначно. Давайте посмотрим, как он развивается: когда в вашей жизни появляется стрессор, тело посылает вам сигнал в виде тревоги и начинает мобилизацию для борьбы с ним. На этом, начальном, этапе, стресс может стать отличной тренировкой для защитных сил нашего организма, например, для выработки быстроты реакции на дороге. Поэтому в малых дозах он может быть даже полезен. Если помощь при стрессе запаздывает, организм пытается приспособиться к такому существованию. При долгосрочном воздействии стрессора начинается истощение организма, потому что его ресурсы не безграничны, появляются физиологические и психические изменения.
Задумывались ли вы, что стресс может возникнуть во время, казалось бы, такого безобидного занятия, как просмотр телевизора?

Сегодня средствами масс-медиа тщательно культивируется пессимистическое восприятие мира. Привыкнув негативно мыслить, постоянно выискивать плохое, лелеять свои негативные эмоции, вы открываете этому бичу 21 века прямой путь в ваш организм. К сожалению, мало кто воспринимает его всерьез, а ведь стресс может стать причиной появления таких болезней, как астма, различные аллергические реакции, нарушения сердечной деятельности, язвенные болезни, ожирение, депрессия и многие другие.

Поэтому для собственного здоровья, важно научиться оказывать своевременную помощь при стрессе.

В последнее время все более популярным становится увлечение разными восточными практиками: медитацией, цигун, йогой.

Пользуясь древней мудростью современные люди таким образом снимают напряжение. Хорошо помогают также физические упражнения, аутотренинги, и различные способы выплескивания негативных эмоций.

Если вам нужна срочная помощь при стрессе, предлагаем несколько довольно простых, но чрезвычайно действенных упражнений.

Медленно сделайте глубокий вдох, когда ваши легкие наполнятся, задержите дыхание на пару секунд, затем начните медленно выпускать воздух.

Вдох и выдох выполняйте через нос. Успокаивающий эффект такого дыхания будет еще сильнее, если при каждом выдохе вы будете представлять, как стресс выходит из вас. Возможно, вам поможет, если в вашем воображении вы окрасите выдыхаемый воздух в какой-нибудь цвет.

Все эмоции и мысли проявляются на нашем лице, поэтому один из быстрых способ оказать помощь при стрессе – поменять выражение лица. Это упражнение позволит вам быстро расслабиться и изменить ваши невербальные проявления. Примите удобное положение сидя, постарайтесь максимально расслабить свое лицо – сначала губы, потом щеки и лоб.

Закройте и расслабьте глаза.

Затем расслабьте позвоночник и опустите плечи. Выполняя это упражнение, дышите ровно и глубоко через нос.

Смотри в оба.

Иногда при стрессе полезно полностью переключить свое внимание на что-то другое. Посмотрите на то, что вас окружает, обращайте внимание на мельчайшие детали, даже знакомые. Сосредоточьтесь на этом процессе, проговаривайте про себя все, что вы видите: «Белая ручка на столе, коричневый ковер на полу, серые жалюзи на окне» и т.д. Так вы переключитесь с эмоционального восприятия окружающего мира на рациональное, тем самым отвлекаясь от внутреннего напряжения.

Ваши ноги могут оказать вам самую, что ни на есть, первую помощь при стрессе. Для этого нужно просто уйти с того места, которое на вас давит: перейдите в другую комнату, прогуляйтесь, найдите место, где вы можете остаться наедине с собой и выполнить упражнение «Смотри в оба».

Труд все побеждает – это знали еще наши предки, поэтому чтобы справиться со стрессом, начните что-нибудь делать, например, уберитесь дома или на рабочем столе, вымойте посуду, приведите в порядок бумаги или файлы в вашем компьютере. Любая работа поможет вам отвлечься от внутреннего напряжения, важно, чтобы у нее была конечная цель, а не пустопорожнее перекладывание с места на место.

О благотворном влиянии музыки на нервную систему сказано много. Чтобы снять стресс, послушайте что-нибудь медленное и успокаивающее. Сконцентрируйтесь на музыке, вслушайтесь в нее, закройте глаза и обратите внимание, какие образы вызывает у вас эта музыка.

Есть много способов сделать это, например, попытайтесь сконцентрироваться на выполнении математических действий, например, подсчитайте количество воскресений за годы жизни. Еще можно со всеми подробностями попытаться вспомнить значимый для вас день. А можно и побеседовать с кем-нибудь лицом к лицу или по телефону на отвлеченную тему – так вы избавитесь от голоса в вашей голове, постоянно проигрывающего стрессовую ситуацию.

Если же ни постоянные практики, ни упражнения вам не помогают, необходимо обратиться за помощью к специалисту, к врачу-психотерапевту – его консультации помогают справиться не только с последствиями, но и выявить их первопричину.

Специалисты Брейн Клиник смогут точно установить истинную причину возникновения стресса, а так же правильно подберут, проведут и проконтролируют необходимое лечение, которое будет подобрано индивидуально для Вас.

источник

Стресс характеризуется сильным психическим напряжением, человек страдает физически и душевно. Основные признаки: учащенный пульс, повышение артериального давления, сухость во рту, напряжение в мышцах спины и шеи. На психологическом уровне человек испытывает тревогу, смятение, страх.

Безусловно, ежедневное нервное воздействие снижает качество жизни, в некоторых ситуациях организму нужна помощь. Чтобы противостоять стрессовой атаке, стоит воспользоваться психологическими приемами.

Если применять методы при остром и сильном напряжении, то скорая помощь при стрессе вырабатывает адекватную реакцию и повышает защитные силы.

Травмирующее влияние ощущается на физическом и эмоциональном уровне. Человек может задыхаться, начинается дрожь в конечностях, у многих возникает спазм в желудке. Эмоции могут быть пассивные, потрясенный индивид путается в мыслях, он растерян и беззащитен. Что делать при остром стрессе? Как помочь себе в трудной ситуации? Рассмотрим несколько рекомендаций и правил.

  1. Острое переживание может сильно повлиять на поведение. Иногда в таком состоянии человек совершает необдуманные поступки, которые нельзя потом исправить. Психологи советуют при травмирующих ситуациях не предпринимать никаких активных шагов. Для того, чтобы действовать нужно очистить мысли и успокоиться.
  2. Если отрицательное событие произошло в помещении, то необходимо найти бутылку с холодной водой. Намочите полотенце или платок прохладной, а лучше ледяной водой и протрите виски, область сонных артерий. Если нет полотенец, то можно просто смочить эти места. Отпивайте из бутылки воду маленькими глотками, мысленно говоря себе формулу: «Стоп! Я спокоен».
  3. Чтобы расслабить напряженные мышцы спины нужно наклонить вниз голову и свесить руки. В таком положении следует постоять 3-4 минуты. Со снятием мышечного напряжения будут восстанавливаться мысли, голова просветлеет.
  4. Первая помощь при остром стрессе будет неполной, если не включить в нее дыхательные упражнения. Слушайте свое дыхание, медленно вдыхайте и выдыхайте. Вдохи должны быть глубокие, полные, легкие заполняются воздухом полностью.
  5. Если при остром стрессе подступает ярость или гнев, то избавиться от отрицательных эмоций стоит с помощью физической нагрузки. Уборка, пробежка по парку, сто приседаний, перестановка мебели – любое физическое усилие избавит от захлестнувшего негатива. Если не перенаправить негативные мысли, то они начинают разрушать организм.
  6. Нельзя оставаться в травмирующей ситуации в одиночку. Начинайте разговаривать, позвоните подруге, любимому человеку. Выйдите на улицу и поговорите с бабушками на лавочке. Не обязательно рассказывать о своих проблемах, говорите о погоде, политике и других отвлеченных вещах. Беседа помогает выйти из вакуума стресса, расслабить часть мышц, переключить внимание.

Это самая первая помощь при стрессе. Простые действия помогают расслабить мышечные зажимы, сбавить накал страстей, избавить от ситуации травмы. Они не призваны решать глубокие внутренние проблемы, их цель снизить негативное влияние отрицательного фактора на организм и эмоции.

Длительный стресс приводит к нарушениям в работе организма, страдает сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт и другие органы. Если не начать борьбу со стрессом, то негативные эмоции приводят к хронической усталости, бессоннице, ухудшается память и внимание. Если не получается справиться с отрицательными переживаниями самостоятельно, то можно обратиться к специалистам. В чем будет заключаться психологическая помощь при стрессе?

  1. Специалист снизит эмоциональные проявления, например, тревогу, постоянный страх или апатию.
  2. Курс работы с психологом позволит восстановить защитные силы, появится радость жизни и вкус к ней.
  3. Чтобы преодолеть стресс нужно искать ресурсы, новые возможности для жизни.
  4. Опытный специалист поможет сбавить негативные последствия тяжелого стресса.
Читайте также:  Тесты стресс и управление им

В каких случаях необходима психологическая помощь? Это острый стресс в результате насилия, смерти близкого человека, развода, увольнения и других тяжелых ситуаций. Если человек чувствует, что травмирующие события разрушают его, то справиться с симптомами можно вместе с грамотным специалистом, который имеет опыт работы с людьми в стрессовых ситуациях.

Что еще можно сделать при стрессе? Хорошо зарекомендовали себя восточные практики. Это медитация, цигун, йога. Существуют тренинги для борьбы с негативными эмоциями, телесные упражнения. Из нестандартных методов практикуется иглотерапия, экстремальный спорт и смехотерапия.

источник

Любое нервно-психическое напряжение принято называть «стрессом». А между тем, это определение неверно. По мнению учёных, Г. Селье и У. Кэннона, стрессовое состояние – это функция, помогающая адаптироваться к новым обстоятельствам или реакция человеческого организма на раздражающие факторы, выводящие его из равновесия.

К примеру, причинами стресса могут послужить такие события, как потеря близкого человека, заражение, отравление, переохлаждение, обезвоживание, материальные убытки и любые изменения условий в среде обитания человека.

В связи с этим проявление эмоционального стресса является лишь частью общей картины, в которой находится организм, попавший в новые условия или другие обстоятельства.

На деле любое событие в жизни человека, как приятное, так и негативное, может вызвать у него стрессовое состояние, например:

  • подготовка к свадьбе;
  • смена места жительства;
  • переутомление;
  • переход на новую работу;
  • и многое другое.

Значит, причины стресса присутствуют в любой сфере жизни человека. Их наличие характерно во многих ситуациях.

Причём поводом, вызывающим, к примеру, нервный стресс, может служить не столько само событие, сколько субъективное восприятие или оценка сделанные человеком относительно его. Нередко раздражающим фактором оказывается воспоминание о давно прошедших днях или обычная фантазия ума.

Специалисты выделяют три стадии формирования стресса, симптомов:

  • Первый – этап мобилизации или острое стрессовое расстройство, когда тревожные реакции организма затрагивают все его ресурсы, чтобы подготовиться к необходимым защитным действиям. В это время дыхание учащается, сердце начинает учащённо сокращаться, энергетический обмен усиливается. Человек ощущает прилив крови к мышцам, его функция пищеварения замедляется, а артериальное давление повышается. Для ситуаций чрезвычайного характера, таких, как пожар и прочие, такая реакция бывает полезной и спасительной.
  • Второй – этап сопротивления, когда в организме запускается резерв сил, поддерживающий устойчивость системы, её адаптацию к новым условиям. Все системы организма начинают работать в нормальном режиме, как бы подстраиваясь под новые обстоятельства.
  • Третий – этап истощения, или хронический стресс, наступает в том случае, когда организм или его системы не смогли справиться с новыми обстоятельствами, что приводит к истощению, заболеваниям или смерти.

В состоянии острого стрессового расстройства в действие приводятся преобразования гормонального порядка, в задачи которых входит координация работы систем организма с ресурсами, предназначенными для сопротивления изменениям в среде.

В связи с там, что механизмы сильного стресса охватывают подкорковые участки головного мозга, появляются ощущения тревоги. Начинается разрастание коры надпочечников. Происходит изъязвление желудка. Уменьшается в размерах вилочковая железа. По этой причине беспокойство нередко является элементом эмоционального стресса.

Поэтому реакция организма: боли и ломота в суставах, вялость мышц, расстройства ЖКТ, снижение веса – сопоставима с симптомами и лечением любых видов заболевания психосоматического направления.

Каждый человек происходит через трудности, но есть люди, в жизни которых немало виражей, но они не задумываются, как избавиться от стресса, принимают всё превратности судьбы как вызов. Для них каждый новый экзамен активирует ресурсы, закаляет психику и тело.

В каждом из нас заложена потребность в обновлении поведенческого репертуара, знакомстве с новыми эмоциями. И только тогда, когда организм не справился, израсходовал защитные резервы, встаёт вопрос — как избавиться от хронического стресса?

Участковый врач не всегда способен выявить психосоматическую составляющую заболевания. Некоторые люди лечатся годами, не задумываясь, что самую действенную помощь при стрессе может оказать психолог, а не терапевт.

Во-первых, лечение стресса необходимо тем, кто пережил изменения в жизни и при этом испытывает подавленность, тревожность, бывает в состоянии угнетения или раздражительности без видимого повода к этому. Число факторов для развития нервного стресса велико. Обычно он вызван напряжённым ожиданием события или его последствий.

В этом случае в процессе лечение стресса психолог поможет изменить отношение к событиям и изменить их оценку.

Во-вторых, перед многими стоит задача, как избавиться от последствий стресса. В этом случае психолог нейтрализует те эмоции, что вы пережили в состоянии сильного потрясения, поможет вам восстановить истощившиеся запасы энергии.

Важным этапом помощь при стрессе выявление и осознание причин его появления. Затянувшиеся напряжения склонны к развитию и разрастанию неприятных симптомов.

Вопрос — как лечить стресс — превосходно решают профессиональные психологи Екатеринбурга. Пациенты проходят сеанс психологической диагностики, на основании которого создают план индивидуального лечения, практики, которые помогут справиться с проблемами.

Для того, чтобы избавиться от психологических проблем, звоните по телефону, указанному на сайте и записывайтесь на прием!

источник

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • основные парадигмы научного познания;
  • • объяснительные и описательные методы исследования личности при стрессах;
  • • критерии анализа результатов проективных тестов, сказок и сочинений испытуемых;
  • • методологическую культуру психологических исследований;
  • • основы психологической помощи личности в стрессе;
  • • анализировать диагностические данные, результаты проективных методик и тестов, содержание рисунков и текстов;
  • • конструировать программы профилактики личности в стрессе;
  • • навыками использования проективных тестов при диагностике личности в стрессе;
  • • объясняющей моделью анализа состояний человека в стрессовых ситуациях;
  • • информацией о специфике выстраивания психологической помощи (поддержки, сопровождения) личности в стрессе;
  • • основами сказкотерапии при выстраивании психологической помощи человеку в стрессовой ситуации.

Психодиагностика стрессовых состояний — задача довольно сложная, так как сами психические состояния являются едва уловимыми феноменами. Как известно, большинство состояний имеют очень короткий период протекания, что затрудняет их замер. Их сложно отнести к тому или иному классу нарушений (если таковые имеются), они могут быть незаметны для стороннего наблюдателя. Да и сам человек, у которого снижена способность к рефлексии, сужено сознание, вряд ли сможет вступить в диалог с нсиходиагностом. Кроме того, этические нормы, порой, запрещают диагностику человека, находящегося в стрессовом состоянии.

По мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева [1] , все разнообразие способов получения необходимой информации о человеке и его состояниях можно классифицировать исходя из анализа уровней и способов организации научного познания:

  • 1) научный подход к реальности (парадигма);
  • 2) методологические принципы (основные исходные положения);
  • 3) исследовательский метод (объяснительный или описательный);
  • 4) методика.

Несмотря на то что В. П. Зинченко говорил, что «бренчание парадигмами и методологиями утомляет» [2] , он же писал, что без этого наука не может считаться наукой. Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), или «идея метода» [3] (идеологический уровень), в широком смысле означает общий научный подход к изучаемой реальности. В современном философском словаре «парадигма» определяется как система теоретических, методологических и аксиологических установок (правил, принципов, аксиом), разделяемых всеми членами научного сообщества и принятых в качестве образца для решения научных задач. В том же словаре поясняется, что парадигма имеет свою структуру. Первый компонент — это символические обобщения как четкие определения наиболее часто употребляемых терминов. Второй компонент включает совокупность метафизических установок, делающих попытку так или иначе объяснить бытие. Третий — включает совокупность общепринятых стандартов, «образцов», схем решения конкретных задач [4] .

Можно выделить две основные парадигмы научного познания: естественнонаучную и гуманитарную. Естественнонаучная парадигма предполагает построение абсолютно истинной картины мира на основе наблюдений и экспериментов. При этом исследователь должен занимать позицию «вне» (незаинтересованную и беспристрастную), т.е. как можно более объективную. В этом случае человек превращается в источник информации наряду с другими объектами природы, что, с точки зрения В. И. Слобод- чикова и Е. И. Исаева, в некоторой степени ограничивает постижение его внутреннего мира. Гуманитарная же парадигма ориентирует на познание индивидуальности, личностных смыслов, ценностей и т.п., то есть обращена к духовному миру человека. «Гуманитарное знание — это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного» [5] . Иными словами, человек в гуманитарном пространстве знаний развивается в истории, пространстве и культуре и не может оцениваться «точно», он должен быть, прежде всего, понят. Понимание — это и есть основной способ познания личности, это пристрастное, заинтересованное отношение, «вживание» в исследуемую реальность.

Исходя из этого, авторы считают естественнонаучную парадигму основой объяснительной психологии, а гуманитарную — описательной. Объяснительная психология стремится объяснить душевный мир человека как можно более точно (едва ли не математически), а описательная — сориентирована на понимание, постижение глубины личности. Вместе с тем не следует критиковать одну и восхвалять другую, потому что человек — это многомерное (в психологии), безмерное (в философии) создание, которое требует соответствующих подходов к изучению, а значит, сочетания объяснительных (достоверных, надежных, точных) и описательных (понимающих) методов, базирующихся на методологических принципах (основных исходных положений) психологии. Перечислим лишь некоторые из них с учетом «разоблачения» их однозначности в работах В. П. Зинченко:

  • 1) принцип отражения, который дополняется В. П. Зинченко принципом порождения, потому что отражение — не пассивный, зеркальный, а активный творческий процесс. «Главное — порождение образа мира, образа не только настоящего, но также возможного, потребного будущего, которое может настать лишь при напряжении действия» [6] ;
  • 2) принцип деятельности В. Г1. Зинченко дополняет феноменологией сознания, переживания. Ссылаясь на Гете: «в Деянии начало бытия», тем не менее, автор утверждает, что переживания (страдания) рождают новые личностные смыслы через рефлексивную деятельность. «Рефлексия — пре- скриптум к действию» [7] , хотя часто действие обгоняет рефлексию;
  • 3) принцип детерминизма, центральный в теории С. Л. Рубинштейна. Данный принцип не линеен, он носит системный характер и предполагает взаимосвязь явлений: внешние условия опосредованы внутренними. Чисто внешнего, как и чисто внутреннего не существует, поэтому психология должна изучать личность в единстве внешних и внутренних условий. Принцип детерминизма дополняется В. П. Зинченко принципом свободы и неопределенности: единство внешних и внутренних условий не должно быть вынужденным, оно свободно. «В объективном и субъективном мирах в равной степени объективно присутствуют неопределенность, индетерминизм, хаос, случайность» [8] . Безусловно, в этом хаосе необходим компас, роль которого и играет методология науки. Важно, чтобы методология психологии не превратилась в жесткий панцирь, а предоставляла исследователю возможность выбора.

В обобщающем виде методологические тупики классической психологии XX в. представлены в работах Д. А. Леонтьева [9] . Так, Д. А. Леонтьев перечисляет основополагающие оппозиции, сыгравшие ключевую роль в психологии XX в., но исчерпавшие себя сегодня:

  • 1) психологические феномены у всех людей подчиняются четким и однозначным законам:
    • • биологическим/социальным;
    • • личность/ситуация;
    • • врожденное/приобретенное;
    • • ситуативное/устойчивое;
  • 2) несовместимость гуманитарного и естественнонаучного подходов к психологии человека;
  • 3) все психологические феномены полностью детерминированы, объясняются причинно-следственными связями, однако можно выделить «жесткий» и «мягкий» детерминизм;
  • 4) недооценка того, что человек является единицей анализа, отличной от других по своим свойствам, состояниям и т.п.; недооценка возможности трансляции смыслов, ценностей, моделей поведения от человека к человеку;
  • 5) преувеличение критерия фатальности воздействия среды или наследственности на жизнедеятельность человека (отсутствие знаний и понимания возможностей самого человека).

Таким образом, переход психологического знания о человеке от одной крайности к другой (например, человек ведет себя согласно своей природе; велика вероятность воздействия средового фактора; необходимо рассматривать взаимодействие личности и ситуации), идея сверхточности замеров тех или иных изучаемых психологических феноменов и отрицание гуманитарно-понимающей психологии, с одной стороны, становится преградой для дальнейшего развития психологического знания, с другой — предоставляет хорошую возможность для его развития.

Возможность зарождения новой методологии в психологии стресса дает следующее (анализ проведен исходя из новых ориентиров понимания личности в психологии Д. А. Леонтьева).

  • 1. Реализацию идей системного подхода. Это предполагает, что любые закономерности могут меняться в зависимости от других закономерностей, действующих на более высоких уровнях. Например, детерминанты, доминирующие на телесном и психическом уровнях организации личности, могут преодолеваться на духовном. Так, в ситуациях высокого напряжения человек не всегда действует импульсивно, убегает, проявляет агрессию или совершает асоциальные поступки. Он может руководствоваться «высокими» мотивами ответственности, долга, совести, наконец.
  • 2. Реализацию идей эволюционизма, предполагающих, что закономерности того или иного процесса не остаются неизменными навсегда; в ходе развития одни из них сменяются другими. Например, развитие личности ребенка до подросткового возраста может коррелировать с характеристиками семейного окружения и родительских стилей воспитания, и в стрессовых ситуациях ребенок будет руководствоваться теми установками и паттернами поведения, которые он наблюдал у своих родителей. С подросткового возраста эта связь может постепенно исчезать и наиболее сильное влияние на формирование личности подростка начинает оказывать активность его самого. Он может протестовать против привычных способов поведения и выстраивать собственный стиль преодоления, проявляя активность и авторство.
  • 3. Реализацию идей гуманитарного взгляда на человека, который в предмет психологии вводит феномены: смысл, ценность, идея, образ, символ и т.п., то есть все то, что имеет качественные характеристики и что возможно описать посредством знаковых систем. При работе с людьми, находящимися в стрессовых ситуациях, не столь важно какие стратегии они выбирают при этом. Гораздо важнее помочь человеку справиться со стрессом, преодолеть его, не навредив себе и окружению.
  • 4. Реализацию идей экзистенциальной психологии. Человек — это открытый мир, являющийся не статичной, а динамической системой. В данный мир входят:
  • 1) физический мир (окружающая среда, материальный и биологический миры);
  • 2) мир взаимоотношений между людьми;
  • 3) мир самости, самосознания, самоосмысления.
Читайте также:  Тестостерон повышается при стрессе у женщин

В стрессовых ситуациях важно учитывать динамику взаимоотношений человека с этими тремя мирами с выходом на смысл.

5. Реализация представлений о рефлексивности сознания человека. Например, в процессе переживания стресса как такового, человек обнаруживает вторичное отношение к собственному состоянию. Так, стресс сам по себе не приводит к негативным последствиям, если человек не начинает испытывать стресс из-за своего стресса и пытается устранить его.

Таким образом, с точки зрения Д. А. Леонтьева, можно выделить две психологии:

  • 1) психологию «естественного человека» как пассивного, управляемого, предсказуемого. В поле данной психологии человек в стрессовых ситуациях может рассматриваться преимущественно как реактивное существо, действующее по определенным схемам в зависимости от степени сложности ситуации;
  • 2) психологию «рефлексивного человека», выступающего субъектом собственной активности. Здесь расширяются границы исследований человека в стрессовых ситуациях. Человек менее детерминирован и предсказуем. В целом психология рефлексивного человека вбирает в себя «первую» психологию, тем самым расширяя горизонты психологических исследований и анализа.

Вернемся к уровням организации психологических исследований человека в стрессовых ситуациях. Следующим уровнем организации научного познания является исследовательский метод (объяснительный или описательный). Рассмотрим объяснительные и описательные методы исследования личности при стрессах более детально в следующих параграфах.

источник

8 острых стрессовых реакций: оказание экстренной психологической помощи

Острое стрессовое расстройство это кратковременное расстройство, возникающее в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по силе воздействия. То есть это нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию.

Основные особенности экстремальной ситуации

— обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;

— жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.); человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;

— большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

Острая стрессовая реакция имеет следующие симптомы:

— человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;

— симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

— есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и появлением симптоматики.

Человек, переживающий подобное состояние, часто нуждается в помощи специалиста — психолога или врача, т.е. экстренной психологической помощи.

При оказании экстренной психологической помощи важно:

— не оставлять человека одного;

— дать ощущение большей безопасности;

— оградить от посторонних зрителей;

— помочь почувствовать пострадавшему, что он не остался один на один со своей бедой;

— употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией;

— постараться свести реакцию к плачу;

— избегать в своей речи употребления частицы «не».

— Плач – это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. При работе с плачем можно использовать общие принципы оказания помощи при острых стрессовых реакциях.

­— Для того чтобы отличить плач от другой острой реакции на стрессовую ситуацию, необходимо обратить внимание на следующие признаки:

— человек уже плачет или готов разрыдаться;

— наблюдается ощущение подавленности;

— в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь при плаче:

— Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.

— Можно и желательно поддерживать физический контакт с пострадавшим. Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

— Использовать приемы «активного слушания».

— Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

Истерика является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих. Истероидная реакция всегда направлена на зрителя, следовательно, изолировав пострадавшего с истероидной реакцией от толпы, велика вероятность купирования реакции.

Истероидная реакция характеризуется следующими признаками:

— сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

— множество движений, театральные позы;

— речь эмоционально насыщенная, быстрая;

Помощь при истерике:

— Постараться удалить зрителей и создать спокойную обстановку для пострадавшего;

— Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине;

— Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном в побудительном наклонении («выпей воды», «умойся»);

— После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть;

— После реакции пострадавшего необходимо передать для наблюдения врачам;

— Не потакайте желаниям пострадавшего.

Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.

Агрессивное поведение характеризуют:

— раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

— нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

— словесные оскорбления, брань;

— мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Помощь при агрессии:

— Свести к минимуму количество окружающих.

— Дать пострадавшему возможность «выпустить пар.

— Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

— Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

— Агрессия может быть погашена страхом наказания, если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание и вероятность его осуществления велика, наказание является актуальным для пострадавшего и он понимает что оно последует.

4. Психомоторное возбуждение

Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

— бесцельные и бессмысленные действия;

— часто отсутствует реакция на окружающих.

В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим.

Помощь при психомоторном возбуждении:

— Необходимо привлечь внимание пострадавшего.

— Изолируйте пострадавшего от окружающих.

— Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

5. Нервная дрожь

Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний.

— Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету).

Помощь при нервной дрожи:

— Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки.

— Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный Вами вопрос может отвечать не с первого раза.

Помощь при апатии:

— Задавать вопросы открытого типа («Как ты себя чувствуешь?»).

— Вовлекать пострадавшего в посильную для него совместную деятельность (например: оказать посильную помочь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).

— Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь). Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.

Страх характеризуется:

— напряжением мышц (особенно лицевых);

— учащенным поверхностным дыханием;

— сниженным контролем собственного поведения.

Помощь человеку в состоянии страха:

— Подстройка по дыханию, в случае, если это возможно. Предложить человеку сделать несколько дыхательных упражнений.

— Использовать приемы активного слушания.

— Дать пострадавшему ощущение безопасности.

— Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.

— Не говорить: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Распознать ступор можно по следующим критериям:

— резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

— отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);

— «застывание» в определенной позе;

— оцепенение, состояние полной неподвижности;

— возможно напряжение отдельных групп мышц;

— часто ограниченные координированные движения глаз.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь.

Помощь при ступоре:

— Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Важно: данная реакция на выходе может перейти в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым.

Необходимо знать:

В первую очередь помощь оказывается при истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям (эмоциональное заражение).

Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего.

Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику.

Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности.

При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.

Самопомощь при острых стрессовых реакциях

Первое и самое главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации важно справиться со своим страхом и растерянностью. Для этого вам помогут следующие приемы:

— остановитесь и сосчитайте до десяти;

— глубоко подышите: медленно вдохните носом и на некоторое время задержите дыхание, затем медленно выдохните через нос, сосредоточившись на ощущениях;

— напрягите отдельные группы мышц на 2 секунды, затем резко их расслабьте;

— Набрав воды в стакан, медленно выпейте ее, сконцентрировав свое внимание на ощущениях;

— переключите внимание на какой-нибудь внешний объект, обращая внимание на его цвет, фактуру, форму;

— болевое переключение: ущипните себя, уколите иглой;

— выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч, и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали, дышите глубоко и следите за своим дыханием, продолжайте делать это в течение одной — двух минут;

— проделайте очень медленные движения головой — покачивания, повороты, наклоны;

— сделайте глубокий вдох, а выдыхать воздух следует сквозь плотно сжатые зубы;

— во весь голос скажите, к примеру: « что случилось?» и сами — в ответ: «Да ничего!».

Приемами психологической помощи можно значительно облегчить состояние человека и в определенной степени предотвратить отсроченные последствия психологической травмы. Наверное, каждый оказывался в такой ситуации, когда человеку, который находится рядом, плохо, а как помочь ему, мы не знаем. Самый верный и самый старый способ помочь человеку, переживающему это состояние, — это участие, сострадание, сопереживание, также могут оказаться полезны описанные выше приемы.

источник