Меню Рубрики

Влияние экзаменационного стресса на сердечный ритм

научная статья по теме ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УРОВЕНЬ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОК Биология

Авторы работы:

Научный журнал:

Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УРОВЕНЬ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОК»

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2008, том 34, № 5, с. 89-96

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УРОВЕНЬ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

© 2008 г. Д. А. Димитриев, А. Д. Димитриев, Ю. Д. Карпенко, Е. В. Саперова

ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

Поступила в редакцию 12.12.2005 г.

В межсессионной период и непосредственно перед экзаменом изучались изменения параметров вариабельности сердечного ритма, артериального давления и ситуационной тревожности, вызванные экзаменационным стрессом, и зависимость таких изменений от вероятного прогнозирования и реальной экзаменционной оценки. Перед экзаменом у большинства студенток отмечалось увеличение ситуационной тревоженности, диастолического артериального давления и частоты сокращений; последнее связано с повышением отношения LF/HF.

Установлено, что характер изменения состояния сердечно-сосудистой системы у студенток в условиях психоэмоционального стресса значительно варьирует в зависимости от уровня их подготовленности и субъективного прогноза успешности сдачи экзамена.

Выявлена значимость характера регуляции сердечного ритма в межсессионный период для протекания экзаменационного стресса.

Современная жизнь человека состоит из последовательно сменяющих друг друга эмоциональных состояний — положительных и отрицательных. Интерес исследователей к проблематике изучения отрицательных эмоциональных состояний обусловлен, с одной стороны, важной ролью отрицательных эмоций в механизме развития многих заболеваний человека [1-7], а с другой стороны, отражает относительную простоту моделирования таких состояний по сравнению с воспроизведением положительных эмоций [8]. В то же время, анализ вегетативных реакций человека в состоянии эмоционального напряжения сложен по причине высокой степени индивидуальности эмоциональных реакций разных людей в ответ на один и тот же стимул [9-14].

Состояние студентов в период экзамена, несомненно, можно рассматривать как стресс. Стресс — реакция генерализованная. В связи с этим, в ее формировании наиболее существенную роль играют межсистемные связи между нервной, гормональной и висцеральными системами организма. Система кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма. Это определяет ее практически немедленное вовлечение в стрессорные реакции. Следовательно, при быстром течении стрессорных реакций сердечная деятельность во многих случаях является наиболее информативным показателем изменений состояния организма [15-21]. В настоящее время, одним из эффек-

тивных методов адекватной оценки параметров сердечной деятельности и изучения деятельности вегетативной нервной системы в России и за рубежом признан метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) [3, 22-29].

По данным ряда исследователей, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются значительные изменения параметров функционирования сердечно-сосудистой системы и показателей ВСР [1, 2, 30-36]. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма, его функциональных резервов и индивидуальных психофизиологических качеств, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма [8, 14]. Несмотря на общность мотивации и предъявления одинаковых условий, индивидуальные психофизиологические реакции не только в экстремальных ситуациях, но и в обыденной деятельности не будут идентичными из-за различных внутренних возможностей каждого отдельного человека. При этом очень многое зависит от восприятия и переработки человеком возникающей фрустрирующей ситуации, способности ее разрешить и к ней адаптироваться. Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности [10]. В

частности, показано, что индивидуальные особенности студентов оказывает существенное влияние на функционирование сердечно-сосудистой системы во время стресса [1, 36-38].

Целью настоящей работы явилось изучение изменения гемодинамических показателей и показателей ВСР в период экзаменационного стресса в зависимости от индивидуальных особенностей студенток.

Были обследованы 92 студентки 3-5 курсов биолого-химического факультета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» в возрасте 20-25 лет (средний возраст 21.46 ± 0.13 года). Впоследствии, 22 студентки были исключены из исследования по причине наличия у них сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Обследование проводилось дважды: в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом по физиологии человека и животных. Для изучения особенностей регуляции деятельности сердца проводилась регистрация сердечного ритма с помощью программно-аппаратного комплекса ORTO Expert (www.orto.ru). Испытуемый находился в состоянии покоя лежа не менее 5 мин до начала регистрации кардиоинтервалов. Исследование и анализ показателей ВСР проводились в соответствии с рекомендациями Европейской Ассоциации Кардиологии и Северо-Американской Ассоциации Электрофизиологии и Кардиорит-мологии [22]. Исходя из сложившихся в настоящее время теории и практики изучения стрессор-ных реакций [1, 5, 10], нами в качестве оцениваемых показателей были выбраны частота сердечных сокращений (ЧСС) и показатели функционирования вегетативной нервной системы (ВНС), оцененные путем анализа последовательности кардиоинтервалов. При этом использовались статистические (NN50, pNN50, RMSSD, SDNN), геометрические показатели (мода — Mo, амплитуда моды -AMo, MxDMn, индекс напряжения — ИН (или «стресс-индекс») и показатели частотной области (LF, HF, LF/HF, pLF, pHF). Психологическое тестирование включало выявление уровня ситуационной тревожности (СТ) (тест Спилбергера). Оценка систолического (АДС) и диастолического (АДд) артериального давления осуществлялась с помощью автоматического тонометра «ВР 3ВТО -А» фирмы «Microlife» с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации [39].

В день экзамена проводился опрос студенток по поводу предполагаемой оценки по методике, предложенной Юматовым Е.А. и соавт. [1]. По разнице между реально полученной и ожидаемой

оценками были сформированы следующие группы студенток: «оптимистки», ожидавшие получить отметку выше реально полученной на экзамене; «реалистки», у которых ожидаемая и полученная оценка совпали, и «пессимистки», которые субъективно занижали свои возможности.

Учитывая литературные данные о влиянии фазы менструального цикла на ВСР [40, 41], нами в день экзамена проводился опрос студенток: устанавливалось наличие менструации в день экзамена или количество дней, прошедших с момента ее окончания.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета профессиональной статистики «Statistica 6.0 for Windows» с применением критерия знаков (Z), дисперсионного анализа, критерия Манна-Уитни (U), коэффициента ранговой корреляции Спир-мена и критерия %2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Все обследованные студентки были разделены на три группы в соответствии с разницей между предполагаемой и полученной оценками. В первую группу «оптимисток» были включены студентки, субъективно завысившие свои возможности (27 человек). Вторую группу составили студентки — «реалистки» (27 человек). В третьей группе оказались студентки «пессимистки» (16 человек). Среди «оптимисток» в основном преобладали студентки, получившие на экзамене оценку «3» («троечницы» — 62.96%) и «2» («двоечницы» -33.33%). «Реалистки» чаще всего получали оценку «4» («ударницы» — 48.15%) и «3» (29.63%). В группе «пессимисток» преобладали студентки, получившие оценку «5» («отличницы» 81.25%).

Среднее значение СТ в межсессионный период составило 32.48 ± 1.64 усл. ед.; преобладали студентки с низким (76.1%) и средним (23.9%) уровнем тревожности. Статистический анализ изучаемых показателей ВСР, АДС и АДд не выявил достоверного различия между группами студенток с разным уровнем тревожности (р > 0.05). Изучение изменения СТ у студенток в ситуации ожидания экзамена показало ее значительное увеличение по отношению к межсессионному периоду (до 45.87 ± 1.45 усл. ед.; р 0.05) (рисунок, Б).

источник

В современном мире человек подвержен интенсивному воздействию неблагоприятных факторов, в том числе социальных и информационных. Следствием является большое распространение стрессовых состояний среди населения. Стресс – неспецифическая реакция организма на какое-либо воздействие (физическое или психологическое), необходимая для его адаптации, выражающаяся в функциональной перестройке внутренних процессов, направленных на поддержание гомеостаза.

В работе С. Г. Юнусовой (2008) описываются следующие виды стресса: физиологический (биологический) и психологический [19]. Первый был подробно изучен в 30-50-е годы XX века Г. Селье. Под психологическим (эмоциональным) стрессом понимают изменение активности психики человека, инициирующее биологический стресс. Особой формой эмоционального стресса является учебный (экзаменационный) стресс, который детальнее будет рассмотрен в данном обзоре.

Стресс-реакция вызывается определенными факторами, которые получили название стрессоров. Согласно А. В. Вальдману (1976) выделяют две категории стрессоров: действующие на организм физическим и химическим путем (болевые, температурные и т. д.) и психогенные (ожидание боли, неприятностей, смерти). В работах Усаевой Н.Р. и Руженковой В.В. было проведено анкетирование среди студентов разных ВУЗов по тесту Ю.В. Щербатых на определение наиболее значимых психогенных стрессоров, обуславливающих появление учебного стресса. Наиболее стрессогенными факторами для студентов-медиков [12] оказались: большая учебная нагрузка, страх перед будущим, нежелание учиться или разочарование в профессии, в то время как для студентов спортивных специальностей [16] — большая учебная нагрузка, непонятные и скучные учебники или их отсутствие, а также жизнь вдали от родителей.

Реакция организма на стресс. Нейроэндокринный аспект

Биологическая роль стресса состоит в приспособлении к изменившимся условиям среды, в предупреждении грубого нарушения гомеостаза. В организме в ответ на неблагоприятные факторы включается комплекс стрессорных реакций со стороны различных систем, таких как эндокринная, нервная, сердечно-сосудистая (ССС), иммунная. Г. Селье в концепции «общего адаптационного синдрома» описывает нейроэндокринный ответ организма. Автор выделяет три стадии развития стресса: тревоги (аларм-реакция), резистентности и истощения/ адаптации.

При воздействии экстремальных факторов первыми включаются механизмы кратковременной экстренной адаптации (стадия тревоги). Активизируются симпатоадреналовая и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая системы. Формируется очаг возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, затем в симпатических центрах гипоталамуса и спинного мозга. В ответ на эфферентные нервные импульсы выделяется ацетилхолин (который стимулирует выброс клетками надпочечников адреналина), а также серотонин и ацетилхолин, активирующие медиальную зону гипоталамуса. Последнее сопровождается выделением кортиколиберина, тиреолиберина, соматолиберина, вазопрессина, окситоцина. Передней долей гипофиза продуцируется СТГ, ТТГ и проопиомеланокортин, последовательно превращающийся в такие активные вещества, как АКТГ, меланоцитостимулирующий гормон, эндорфины, липотропин. Влияние СНС, адреналина на сердце сопровождается повышением ЧСС, АД. В корковом веществе надпочечников посредством АКТГ стимулируется синтез глюкокортикоидов (кортизола) и половых гормонов — активизируется гипоталамо-гипофизарно-гонадная система. В щитовидной железе активно синтезируются тиреоидные гормоны [15].

Роль следующей стадии стресса – поддержание достигнутого уровня адаптированности, что обеспечивается механизмами долговременной адаптации. Значение данного периода – мобилизация и перераспределение энергетических ресурсов в организме между теми органами, которые наиболее уязвимы и подвержены действию стрессовых факторов. Так под влиянием глюкокортикостероидов активизируется глюконеогенез. Защитным механизмом организма от окислительных и воспалительных эффектов, вызванных глюкокортикоидами, являются стресс-лимитирующие системы. Они представленны ГАМК, эндорфинами, энкефалинами, серотонином.

Половые гормоны способствуют формированию агрессивно-оборонительного и пищевого поведения, необходимого при стрессовых ситуациях. Пролактин предотвращает развитие стрессиндуцированных катаболических реакций, вызванных гиперсекрецией глюкокортикоидов. Примечательно, что при стрессе более реактивны эстрогены, а не андрогены. Так эстрадиол оказывает модулирующий эффект на секрецию стресс-гормонов. Также отмечают, что эстрогены обладают защитной функцией – блокируют рецепторы свободных радикалов, а также ингибируют процессы апоптоза нервных клеток при стрессовых реакция организма [6].

Итогом адаптационного синдрома является мера приспособленности организма к действию стресса – либо его адаптация, либо истощение организма. Стадия адаптации сопровождается увеличением количества анаболических гормонов (инсулин, СТГ, половые гормоны), которые стимулируют анаболизм (активация липогенеза, гликогенеза, синтеза белков), устраняя негативные катаболические последствия реакций стресса. Довольно продолжительное воздействие стрессоров (хронический стресс) в свою очередь приводит к истощению ресурсов организма и даже к его смерти.

Реакции иммунной системы на стресс

Со стороны иммунной системы в ответ на стрессогенное воздействие стимулируется продукция провоспалительных и воспалительных цитокинов. Так проявляется эволюционно обусловленная защитная реакция организма на возможное проникновение антигенов при действии неблагоприятных факторов среды. В это же время активируются и противовоспалительные механизмы, которые обеспечивают защиту от чрезмерной воспалительной реакции. Важную роль здесь играет реакция эндокринной (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось) системы. Глюкокортикоиды тормозят синтез факторов воспаления (цитокины Т-клеток, протеолитические ферменты, свободные радикалы и др.), обладающих тканеповреждающим потенциалом, а также индуцируют высвобождение противовоспалительных цитокинов [5]. Катехоламины активируют клетки иммунной системы (моноциты, нейтрофилы, лимфоциты), которые немедленно выходят из органов иммунной системы в кровоток. В дальнейшем адреналин стимулирует миграцию моноцитов и лимфоцитов в органы и ткани. Длительное воздействие глюкокортикоидов при хроническом стрессе приводит к иммунносупрессии вследствие снижения пролиферации лимфоцитов, уменьшения их активации, снижения продолжительности их жизни, инволюции тимуса (вследствие угнетения Т-клеток) [19].

Пухальский А.Л. (2014) описывает механизм действия при стрессе Т-регуляторных клеток (T-супрессоров), регулирующих активность Т-эффекторных клеток и также приводящих к иммунодепрессивным состояниям. Повышенное содержание глюкокортикоидов индуцирует экспрессию особого рецептора (глюкокортикоидиндуцированного рецептора для TNF, который в свою очередь является медиатором воспаления) на поверхности этих клеток. Рецептор, улавливая данные медиаторы воспаления, переводит Т-регуляторную клетку в активное состояние, она вступает в пролиферацию; соответственно, в организме увеличивается пул данных клеток. Активнее происходит защита от чрезмерных воспалительных процессов. При хроническом стрессовом воздействии наблюдается истощение резервов глюкокортикостероидов, и функция «защиты» организма от иммунной системы полностью переходит к Т-регуляторным клеткам, механизм действия которых достаточно медленный, неспособный осуществить «тонкую настройку» иммунных реакций. Таким образом, при хроническом стрессовом воздействии данный механизм может вызвать стойкую иммунодепрессию [10].

Кроме вышеописанных гормональных воздействий на иммунную систему наблюдается влияние и со стороны центральной нервной системы — в астроцитах, микроглиальных клетках, нейронах активируется синтез трансформирующего фактора роста β1 (TGF β1). Данный фактор снижает продукцию медиаторов воспаления — TNF α, простагландинов, оксида азота и эйкозаноидов.

Читайте также:  Стресс у мужа после выкидыша

Особенности реакции ССС студентов на экзаменационный стресс

Безусловно, сердечная деятельность, отличающаяся высокой реактивностью, играет первостепенную роль в адаптационных перестройках организма. В период стрессовых состояний активация СНС и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси приводит к развитию положительных ино-, батмо-, дромо- и хронотропных эффектов, к изменению показателей ССС. О степени адаптации ССС можно судить по таким параметрам, как ЧСС, СО и МОК, уровень АД (АДmax, АДmin и ПД).

С помощью вегетативного индекса Кердо (ВИК) устанавливают влияние вегетативной нервной системы (ВНС) на деятельность системы кровообращения. Данный показатель определяется отношением АДmin и ЧСС, высчитывается по формуле ВИК = (1- АДmin/ЧСС) *100. Положительные значения ВИК означают сдвиг вегетативного тонуса в сторону симпатического преобладания (симпатотоники), а отрицательные (парасиматотоники) – в сторону парасимпатического; при значениях ВИК равных нулю, наступает вегетативное равновесие (нормотоники).

Адаптационные компенсаторно-приспособительные способности ССС отражает адаптационный потенциал (АП). Рассчитывается по методу Р.М. Баевского АП = 0,011* ЧСС+0,014* АДmax+0,008* АДmin+0,014*Возраст (лет)+0,009*вес (кг)-0,009*рост (см)-0,27 [17].

В научных статьях авторы приводят результаты своих исследований, посвященных изучению изменения показателей ССС студентов в ответ на экзаменационный стресс (исследования проводились в экзаменационный день и в день практических занятий). Так Лыковой Е. Ю. (2017) были оценены показатели ССС среди студентов медицинского ВУЗа III и IV курсов в зависимости от вегетативного статуса (определяется по ВИК): симпато- и нормотоники. Так повышение ЧСС при экзаменационном стрессе у нормотоников наблюдалось на 11,2 % больше, чем у симпатотоников, ПД на 5,6 % Также нормотоники отличались более выраженным изменением МОК, при не значительном снижении СО, а симпатотоники наоборот – резким снижением СО на 12,1% и незначительным увеличением МОК. Напряжение механизмов адаптации (оценивалось согласно АП) у симпатотоников встречалось на 10,2% чаще. Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенности реакции на стрессовую ситуацию и возможность адаптации к ней зависят от вегетативного статуса, причем более адекватное реагирование организма на стресс для эффективного обеспечения энергозатрат наблюдалось в группе со сбалансированным влиянием отделов ВНС – у нормотоников. Симпатотоникам присуще большее напряжение в стрессовой ситуации [7].

В группе обучающихся на I курсе факультета истории и права ВГСПУ все студенты были разделены на 2 группы (эмоционально неустойчивый и эмоционально устойчивый типы высшей нервной деятельности — ВНД). В экзаменационный период у студентов с эмоционально неустойчивым типом АДmax, АДmin, ПД, среднее артериальное давление (САД) в среднем увеличивались на 20 %, резко возрастали ЧСС (на 38 %), МОК (на 50 %) и ВИК. При этом значимых увеличений показателей сердечно-сосудистой системы у студентов с эмоционально устойчивым типом обнаружено не было [8]. Следовательно, наблюдается зависимость изменения кардиопоказателей от типа ВНД: у эмоционально неустойчивых испытуемых тонус СНС был более выраженным, что обусловливало и более выраженное изменение показателей ССС при экзаменационном стрессе.

Першиной Т.А. и соавторами (2013) было оценено функциональное состояние ССС студенток II курса медицинского университета в зависимости от наследственной отягощенности по артериальной гипертензии (НО АГ) [11]. Показатели гемодинамики сравнивали между здоровыми студентками и студентками с НО АГ. Показатели АДmax (в 1,18 раза), двойное произведение (в 1,42 раза) — ДП – показатель напряженности ССС, равный (ЧСС ∙АДmax)/100, МОК (в 1,3 раза) и АП были выше у студенток с НО АГ по сравнению со здоровыми. Так АП имел 3±0,1 балла у обследуемых с НО АГ и 2,3±0,01 балла у здоровых студенток. Также отмечены более выраженные изменения центральной гемодинамики у студенток с НО АГ при ваготоническом типе регуляции (ВИК

источник

На протяжении ХХ века наблюдался пугающий рост самых разнообразных связанных со стрессом психических и физических проблем. Некоторые из них (например, сердечно-сосудистые заболевания) можно по праву считать опасными для жизни.

К 1950-м жертвами этой эпидемии стали несколько американских президентов; исследователи начали изучать это распространенное среди мужчин заболевание. Вплоть до начала нового тысячелетия считалось, что сердечные приступы угрожают исключительно мужчинам. Медицинское сообщество не думало, что женщины подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Однако десятилетие назад нашей знакомой медсестре приходилось рассказывать пациенткам, как добиться серьезного отношения от работников службы экстренной медицинской помощи, если кажется, что переживаешь сердечный приступ. К сожалению, количество заболеваний сердца среди женщин резко возросло — отрицать это бессмысленно. На самом деле, согласно статистике, именно эти заболевания стали причиной смерти № 1 среди американцев обоих полов.

В одном недавнем исследовании выявили тревожную тенденцию: вероятность сердечного приступа у женщин, работа которых связана со стрессом, на 70% выше, чем у их сверстниц, в жизни которых меньше напряжения. Недавно в журнале PLoS ONE были опубликованы результаты исследования доктора Мишель Альберт, в котором на протяжении 10 лет приняли участие 22 000 женщин. Доктор Альберт, профессор отделения сердечно-сосудистой медицины в Бирмингемском женском госпитале, заявляет: женщины, которые работают на активной (с высокими требованиями и уровнем контроля) и напряженной (с низким уровнем контроля) работе, намного сильнее подвержены инфарктам и другим сердечно-сосудистым заболеваниям, чем женщины, занятые пассивным (с низкими требованиями и низким контролем) и ненапряженным (низкие требования и сильное ощущение контроля) трудом. Можно ли сказать, что активный и напряженный труд вызывает стресс у женщин, равно как и у мужчин, — стресс, который, в свою очередь, порождает негативные поведенческие реакции вроде переедания, употребления алкоголя и курения? Или же стрессовые факторы, связанные с таким трудом, приводят к опасному повышению кровяного давления? А может быть, важно и то и другое?

О чем же говорят нам доступные сегодня данные? Возможно, женщины, которые пытаются сбалансировать свою семейную жизнь и активный, напряженный труд, больше подвержены стрессу, чем мужчины. В любом случае, вне зависимости от пола, наши старомодные сердца (в прямом и переносном смысле) не предназначены для длительного пребывания под таким сильным давлением. Они созданы для любви, открытости, сочувствия и надежды — но не для перенапряжения, приводящего к ишемическим заболеваниям.

Выше мы уже упоминали, что перед современной женщиной жизнь ставит новые задачи — все успевать, все уметь; да и мужчины в этом смысле не отстают. Нереалистичные ожидания зачастую заставляют нас выходить за границы возможного, и платить за это приходится собственным здоровьем и благополучием. Один из многочисленных побочных эффектов постоянной подверженности стрессу — снижение сознательности и заботы о себе. Люди патологически зацикливаются на настоящем. От современных женщин каждый день ожидают выполнения «долга» и многочисленных «обязанностей» — у них просто не остается времени на заботу о себе: например, хорошенько почистить зубы или сделать зарядку, приготовить полноценный обед, прогуляться, поговорить, даже заняться любовью с партнером… просто некогда. Недостаток необходимой заботы о себе разрушает наши тела и отношения, запускает психические механизмы, которые в конце концов приводят к физическим, в том числе и сердечно-сосудистым, заболеваниям.

Сердце состоит из двух частей, как и мозг — из правого и левого полушарий. (Доктор Дж. Эндрю Армор ввел термин «сердечный мозг» в 1991 году. Его исследования показали, что сложнейшую нервную систему сердца вполне можно считать «малым мозгом».) Пол Пирсолл в своей книге «Код сердца» пишет, что сердечный мозг намного сложнее, чем принято считать. Сердце — далеко не простой насос; оно играет настоящую клеточную симфонию, которая является сутью нашего бытия. В мускулах сердца хранится память, точно так же как и в клетках нашего мозга.

Исследования, проведенные в Институте математики сердца (HeartMath Institute), показывают, что сердце отправляет мозгу больше информации, чем мозг — сердцу. Сердечные ритмы влияют на восприятие и способность мозга обрабатывать информацию; сигналы, пересылаемые от сердца к мозгу, могут влиять на эмоции. Эти новейшие исследования доказывают, что на физическом и энергетическом уровне сердце играет намного более важную роль в нашей жизни, чем западная культура когда-либо могла вообразить. Исследования Института математики сердца подтверждают: негативные эмоции порождают настоящий хаос в нервной системе, а позитивные оказывают ровно противоположное влияние. Фокусируясь на положительных эмоциях, можно активизировать работу иммунной системы и получить другие физиологические преимущества.

Так что же первично: «яйцо или курица»? Зависит ли наше здоровье и счастье от сердца — или все же от разума? От наших мыслей, чувств — или от того, как мы заботимся о своем физическом состоянии? Похоже, никакого противоборства между ними нет: человек состоит из разума, тела и «духа», или самой жизненной силы, — и только холистический подход к достижению гармонии поможет достичь желаемого качества жизни. Какой бы аспект ни вышел для вас на первый план, поддержание позитивного мироощущения всегда останется ключевым фактором общего здоровья.

Несколько лет назад Роуз познакомилась с женщиной, перенесшей пересадку сердца, жизнерадостной уроженкой западных регионов. До пересадки сердца она не любила острые приправы, не употребляла алкоголь и вообще не интересовалась спортом. После пересадки сердца ей постоянно хотелось есть начос и халапеньо, добавлять в любое блюдо острый соус, пить пиво, а также… смотреть баскетбол.

Изменения были настолько странными, что женщина решила узнать побольше о своем доноре. Оказалось, что им стал молодой афроамериканский баскетболист, попавший в автомобильную аварию. Женщина связалась с его матерью, рассказала о своих новых вкусах и очень удивилась, узнав, что начос, пиво и баскетбол были тремя главными увлечениями ее донора. Благодарная женщина была уверена, что его молодое сердце, так сильно бьющееся в ее груди, каким-то образом перенесло в ее тело воспоминания, которыми теперь она очень дорожила.

В большинстве случаев сердечные приступы не случаются ни с того ни с сего. Чтобы заработать инфаркт, нужно годами себя выматывать. Мы уже говорили о том, что сердце способно «запоминать» информацию и в результате постоянного влияния негативного прошлого в мышечной памяти сохраняется перенапряжение. Если в сердце собирается больше прошлого негативного опыта, чем оно способно выдержать, оно будто бы кричит нам: «Хватит!» Словно злая белая акула набрасывается на нас и вызывает жуткую боль, а нередко и смерть.

Однажды нам довелось пообщаться с женщиной, пережившей поистине уникальный опыт. Преодолев порог сорокалетия, Эйми оказалась на пороге нервного срыва и решила устранить из своей жизни все внешние стрессовые факторы. У нее не было мужа и детей; она продала свой неблагодарный бизнес и погрузилась в отношения, которые на тот момент казались ей отношениями мечты. Когда и они потерпели крах, Эйми была потрясена и у нее началась депрессия; впервые в жизни у нее поднялось кровяное давление. Ей больше не нужно было заботиться о бизнесе и мужчине, поэтому она переехала в деревню и стала вести очень простую жизнь: работала несколько дней в неделю, ходила на работу пешком, трудилась без напряжения.

Женщина понимала, как ей повезло: в отличие от многих ей выдалась возможность провести такой эксперимент. Однако она была крайне удивлена, когда оказалось, что, даже несмотря на спокойный образ жизни, она нервничает по любому, даже самому незначительному, поводу. Для нее это стало настоящим откровением: она продолжала рефлекторно выдавать стрессовую реакцию на мельчайшие стимулы, даже когда к этому не осталось явных внешних предпосылок, а иногда и вовсе без повода. По-видимому, она стала крайне восприимчивой к стрессу, который превратился для нее в привычку. Эйми поняла: причина кроется в ее привычке реагировать на триггеры, а не в реальных условиях жизни, и именно с этим было связано постоянное ощущение подавленности и напряжения. Когда же Эйми взяла ответственность на себя и попыталась справиться со стрессом, ей удалось вылезти из «ямы» и снова найти счастье. Она сосредоточилась на хороших аспектах настоящего и приятных воспоминаниях о том, что осталось позади.

Обычно мы думаем, что стресс — это что-то плохое; и каждый реагирует на стресс по-разному. Например, вечеринка-сюрприз на день рождения кого-то приведет в восторг, а у кого-то спровоцирует паническую атаку. «Хороший» стресс может подтолкнуть нас к достижению поставленных целей, например, когда мы готовимся к тесту или сдаче работы в срок; в таком случае, завершив намеченное, мы чувствуем себя удовлетворенными.

Возвращаясь после постоянного негативного стресса, например на работе (его могут вызывать травля со стороны босса или коллег, физически опасные условия труда), к обычной жизни (например, забирая детей из школы, занимаясь приготовлением ужина и стирая белье), мы распространяем напряжение не только на отношения с людьми, но и напрямую в наши сердца.

В состоянии нервного перенапряжения редко удается хорошо справляться с делами. Мы слишком бурно реагируем на обстоятельства, которые в нормальном состоянии нас даже не побеспокоили бы. «Добрая женщина» превращается в «исчадие ада». Она разочарована, зла и иногда враждебна; выражаясь мягко, ее можно назвать «угрюмой», выражаясь пожестче — «стервой». «Хороший парень» становится невоздержанным, нетерпеливым и просто грубым.

Читайте также:  Стресс у мужчин что делать

Чувство вины, которое возникает потом, только вносит свой вклад в общее стрессовое состояние. Напряжение растет, и со временем все это приводит к повышению кровяного давления. Согласно medicinenet.com, некоторые исследования связывают стресс с изменениями структуры кровяных сгустков, которые также увеличивают риск сердечного приступа.

В каждом из нас есть хорошее, даже если мы временно превратились в сущие «исчадия ада». Как же вернуть себя к состоянию «хорошего человека»: любящего, открытого, сочувствующего, полного надежд? Можно освоить простые техники самоуспокоения, которые не требуют от нас ничего, только задуматься и посвятить им немного времени: речь идет об осмысленном дыхании, медитации или даже обычных прогулках.

Эти несложные действия, которые мы можем полностью контролировать, могут заглушить чрезмерные реакции, вызываемые мышечной памятью сердца, которые вызывают повышение кровяного давления и преждевременно выводят наши сердца из строя на физическом уровне. Осознанность — единственный прогностический фактор долголетия. Чем сознательнее мы относимся к собственным реакциям на напряженные ситуации и чем активнее мы стараемся успокоить себя в стрессовых состояниях, тем больше мы даем себе шансов набраться необходимых сил и двигаться дальше.

Наш мир живет на таких скоростях, что многим просто не хочется тратить двадцать минут на сидение в удобной позе и медитацию. Однако каждый день появляется все больше инструментов, которые позволяют добиться аналогичных результатов намного быстрее, — как, например, приложение Aetas, которое разработано таким образом, чтобы оказывать эффект уже через три минуты и даже быстрее.

Не имеет значения, как именно вы освоите необходимые навыки: самостоятельно, как в свое время ваша бабушка научилась делать глубокий вдох и считать до десяти, чтобы не сорваться, или же с использованием современных устройств, — в любом случае быстрые способы успокоить разум и сердце принесут вам огромную пользу. Главное — осознать, как важно позволить себе уделить этому короткое время. В конце концов, мы просто не сможем быть рядом с нашими любимыми, если позволим себе попасться в ловушку стресса. Каждому хочется прожить хорошую жизнь — и наши сердца будут этому только рады.

источник

Конспект исследовательской работы на тему «Влияние экзаменационнго стресса на сердечно-сосудистую систему в зависимости от типа телосложения»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко

Научно-исследовательская работа по биологии

Влияние экзаменационного стресса на сердечно-сосудистую систему школьников

в зависимости от типа телосложения.

Выполнили: Ямушева Ольга, ученица

Научный руководитель: Урмышева Н.В.,

квалификационной категории МАОУ СОШ №44

Копейский городской округ

1.1. Влияние эмоционального стресса на физиологические показатели. 5

1.2. Морфологические характеристики конституции человека. 6

2. Результаты исследования. 8

2.1. Определение типа телосложения по методике М. Б. Черноруцкого 8

2.2.. Анкетирование «Психоэмоциональное состояние школьников

в период сдачи экзаменов». 8

2.3. Влияние эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую

систему у школьников разных типов телосложения. 9

2.3.1 Влияние эмоционального напряжения на артериальное

давление у школьников разных типов телосложения. 10

2.3.2. Изменение пульсового давления при эмоциональном

напряжении у школьников разных типов телосложения. 10

2.3.3. Изменение частоты сердечных сокращений у школьников

разных типов телосложения. 11

Актуальность темы заключается в том, что нам предстоит сдача экзаменов и соответственно экзаменационный стресс.

Всем известно, какой сильный эмоциональный стре с с испытывают школьники во время сдачи экзаменов. Часто результаты экзаменов не совпадают с текущей оценкой по предмету. Учителей обвиняют в завышении оценок, учеников в недостаточной подготовке к экзамену. А ведь возможно, на результат экзамена влияет конституция организма, а именно телосложение, физиологические и психофизиологические параметры.

Проблемой стресса занимались многие учёные, но, изучив литературу, мы пришли к выводу, что все исследования проводились в основном на студентах, о школьниках такой информации очень мало.

К этой теме нужно отнестись со всей серьёзностью, так как экзамен является психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии.[1] В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников и студентов. По данным российских авторов, в период экзаменов у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Они проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения.[2] После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме — обычно требуется несколько часов и даже дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам.[3]

Традиционно в качестве вегетативных коррелятов психоэмоционального стресса использовалось два основных параметра деятельности сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений и величина артериального давления.

Однако эти исследования проводились на смешанной группе испытуемых, что в некоторой степени, снижает индивидуальную оценку результатов такого воздействия. К тому же в литературе почти нет данных о зависимости эмоционального напряжения от типа телосложения школьников.

Поэтому мы решили изучить, как эмоциональное напряжение во время экзаменов влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы школьников разных типов телосложения .

Гипотеза — Стресс во время экзамена вызывает разные изменения в работе сердечно-сосудистой системы, в зависимости от типа телосложения.

Объект исследования — Экзаменационный стресс.

Предмет исследования – Деятельность сердечно-сосудистой системы во время экзамена.

Мы думаем, что, зная тип телосложения школьника и то, как он реагирует на эмоциональный стресс, можно провести соответствующую профилактическую работу и предотвратить нежелательные последствия.

Изучить влияние экзаменационного стресса на деятельность сердечно-сосудистой системы школьников разных типов телосложения.

Определить типы телосложения выпускников.

Выявить психоэмоциональное состояние учащихся при подготовке и проведении экзамена.

Определить состояние сердечно-сосудистой системы до и после экзамена.

Определить взаимосвязь типа телосложения и функциональных отклонений работы сердечно-сосудистой системы.

Разработать рекомендации для коррекции психо-эмоциональных и функциональных отклонений во время экзамена.

Методы и приёмы исследования:

1. Изучение литературы по темам «Стресс», «Характеристика конституции человека».

2. Определение типа телосложения у школьников по методике М. Б. Черноруцкого.

3. Анкетирование «Психоэмоциональное состояние школьников в период сдачи экзаменов».

4. Исследование работы сердечно-сосудистой системы школьников: артериальное давление методом Короткова, определение пульса с помощью цифровой лаборатории Nova 5000 в покое, до и после экзаменов.

Изучить литературу по темам «Стресс», «Конституция человека».

Определить типы телосложения у группы учащихся.

Провести анкетирование «Психоэмоциональное состояние в период сдачи экзаменов»

Анализ результатов анкетирования.

Измерение кровяного давления школьников с помощью тонометра до и после экзамена. Анализ результатов.

Анализ изменения пульсового давления.

Измерение пульса. Анализ результатов.

1.1. Влияние эмоционального стресса на физиологические показатели.

Основоположником учения о стрессе является Г.Селье (1934). Слово «стресс» означает наивысшее напряжение регуляторных механизмов организма и в первую очередь центральной нервной системы.

Под влиянием частых стрессовых состояний или хронического эмоционального стресса возникают расстройства в определенных мозговых центрах, управляющих реакциями сердечно-сосудистой системы.

Схема протекания стресса и управления им довольна сложна. Г. Селье описывает это так: «Стрессоры через симпатическую систему влияют на гипоталамус, который связан с гипофизом, регулирующим активность коры надпочечников. Стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (источник энергии), образование язвочек пищеварительного тракта (их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, автономная нервная система также играет роль в их появлении». [4]

При действии эмоционального стресса добавляются различные нарушения вегетативных функций: изменение частоты сердечных сокращений, артериального давления, изменение скорости ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметр зрачка, расстройства пищеварительной системы, изменяется химический и гормональный состав крови, слюны, желудочного сока. [5]

В литературе подробно рассматривается проблема эмоционального перенапряжения и его влияние на сердечно-сосудистую и эндокринную системы.

У здорового человека кровяное давление поддерживается на постоянном уровне в соответствии с возрастом. Большие физические нагрузки, сильное волнение сопровождаются повышением кровяного давления. В обычных условиях возврат повышенного кровяного давления к исходному уровню осуществляется за счет механизма саморегуляции. [6]

Психоэмоциональное перенапряжение, влечет за собой нарушение обменных процессов в центральной нервной системе, например недостаточность кровоснабжения головного мозга.

Стрессовые ситуации, влекут за собой расстройство деятельности коры головного мозга и особенно центров гипоталамической области мозга, ответственных за регуляцию сосудистого тонуса, кровяного давления.

Стрессовой ситуации подвергаются школьники во время сдачи экзаменов. В этот период, под влиянием нервно-эмоционального напряжения, отмечено учащение сердцебиений, возрастание пульса, появление функциональных нарушений и др.

У школьников, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменами возникает чувство тревоги. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности к встрече с экзаменатором, другие находятся в паническом состоянии и деятельность их полностью дезорганизована.

Закон Джеркса – Додсона гласит, что «слишком высокая мотивированность, избыточное эмоциональное напряжение так же ухудшает результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность». [7]

Большинство ученых, изучавших влияние экзаменационного стресса на сердечно-сосудистую систему студентов и школьников, установили, что в этот период увеличивается систолическое давление, частота пульса.

Сдвиги различных физиологических функций, наблюдаются у испытуемых во время экзаменов и имеют противоположный характер.

У абсолютного большинства были отмечены сдвиги в сторону гиперфункционирования. Но вместе с тем по каждому показателю имелось незначительное количество случаев с изменением в сторону гипофункционирования.

1. 2. Морфологические характеристики конституции человека.

Конституция является стабильной комплексной биологической характеристикой целостного организма, которая отражает его приспособленность к факторам среды. В комплекс конституциональных признаков включаются важнейшие характеристики телосложения, физиологические и психофизиологические параметры.

Под телосложением понимают те особенности формы и строения тела, которые зависят от обмена веществ в организме. [Приложение 1]

Существует несколько методик определения типов телосложения.

1. Типы телосложения по Бунаку : грудной, мускульный, брюшной.

Грудной тип — слабое жироотложение, мускулатура, плоская грудная клетка, впалый живот и сутулая спина.

Мускульный тип – умеренное жироотложение, сильная мускулатура, цилиндрическая грудная клетка, нормальная спина.

Брюшной тип – сильное жироотложение, слабая мускулатура, округло-выпуклый живот, сутулая спина.

2. Типы телосложения женщин по Галанту.

а) астенический тип — слабое жироотложение, мускулатура, длинная узкая плоская грудная клетка, впалый живот, узкие бедра.

б) стенопластический тип — узкосложенная фигура с обильным жироотложением.

а) пикнический тип – среднее жироотложение, мускулатура, цилиндрическая грудная клетка, живот прямой, таз широкий.

б) мезопластический – близок к пикническому, но отличается большим развитием мышц, меньшим жироотложением.

а) атлетический тип — сильная мускулатура, пониженное жироотложение, напоминает мужскую фигуру.

б) субатлетический тип – мускулатура и жироотложение среднее.

в) эурипластический – сильно развита мускулатура, обильное жироотложение.

3.Типы телосложения по Штефко. В ней учтены особенности роста организма наряду с основными признаками телосложения; мускулатурой, жироотложением, формой грудной клетки, живота и спины.

Астеноидный тип – мускулатура и жироотложение слабые, сужена грудная клетка, сутулая спина, удлиненные конечности.

Торакальный тип – пониженная степень развития мускулатуры и жироотложения, удлиненная суженная грудная клетка, прямой живот, нормальная спина.

Мышечный тип – мускулатура и жироотложение средние, цилиндрическая грудная клетка, прямой живот, нормальная спина.

Дигестивный тип – повышенное жироотложение, слабая мускулатура, коническая грудная клетка, округло-выпуклый живот, прямая спина.

4. Типы телосложения по М. Черноруцкому.

2. Результаты исследования и их обсуждение.

2.1. Определение типа телосложения по методике М. Б. Черноруцкого.

Мы разделили всех учащихся по типам телосложения на 3 группы: астеники, нормостеники и гиперстеники.

Для этого измерили обхват запястья рабочей руки при помощи сантиметровой ленты. Полученные данные сопоставила с таблицей, по которой определили тип телосложения.

На основании измерительных признаков школьники были отнесены к следующим типам телосложения: астеники, нормостеники, гиперстеники.

Астеники – 72% , среди них: девочек – 75%, мальчиков – 25%.

Нормостеники – 23%, среди них: девочек – 50%, мальчиков – 50%. Гиперстеники – 5%, среди них девочек – 0%, мальчиков – 100%. [Приложение 2]

2.2.Анкетирование «Психоэмоциональное состояние школьников перед экзаменами».

В исследовании принимали участие 40 школьников МАОУ СОШ № 44 в возрасте от 15 до 18 лет.

В ходе исследования возникла необходимость выявить, во-первых, насколько значим, был страх экзаменов для школьников, и, во-вторых, как он влияет на физиологические функции организма. Для выяснения этого вопроса была разработана специальная анкета. [Приложение 3] В опросе принимали участие 40 подростков из 9-11 классов.

Опрос показал, что 48% — не уверенны в себе, 35% подростков тревожит сложный вопрос, 8% недоброжелательное отношение экзаменатора, 6% беспокоит низкий уровень знаний и 3% плохое физическое состояние.[Приложение 4]

Нарушается сон в период сдачи экзаменов из-за разных мыслей у 22% подростков, у 20% — только перед экзаменами, у остальных со сном всё в порядке — 58%. [Приложение 5]

Читайте также:  Стресс у морской свинки симптомы

У 33 % подростков непосредственно перед экзаменом начинается неуправляемая мышечная дрожь, у 26% только когда получают экзаменационное задание, 10% наблюдают неуправляемую мышечную дрожь весь период сдачи экзаменов, 5 % — во время ответа, и лишь 40% не испытывают таких ощущений. [Приложение 6]

У 47% подростков бывает учащение сердцебиения только перед экзаменом, у 16% — весь период сдачи экзаменов, у 9% проявляются неприятные ощущения в груди, у 8% — плохой аппетит, а у 20% подростков наблюдаются головные боли. [Приложение 7]

Большинство подростков боятся устного экзамена 55%, потому что нужно отвечать перед экзаменатором, 32% — письменного, т.к. допущенные ошибки нельзя исправить, 13% боятся тестов, потому что много вариантов ответов и можно запутаться. [Приложение 8]

32% подростков начинают волноваться за день до экзамена 14% — за 3 дня, 11 % — за 2 месяца, 10 % — за 2 недели, 16% — за 1 неделю, а 13% не испытывают волнения вообще. [Приложение 9]

Таким образом, 100% учащихся до экзамена и в период сдачи экзаменов находятся в состоянии эмоционального напряжения, в их организме происходят физиологические и психические изменения: нарушение сна, мышечная дрожь, неприятные ощущения в груди, плохой аппетит, страх, волнение, головные боли.

Анализируя данные анкетирования мы пришли к выводу, что степень эмоционального и физиологического состояния во время стресса зависит от конституции телосложения. Меньше всего на стресс реагируют гиперстеники.

2.3. Влияние эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую систему у школьников разных типов телосложения.

Следующий шаг — исследование деятельности сердечно-сосудистой системы: измерение кровяного давления методом Короткова и частоты сердечных сокращений на лучевой артерии. Для проведения использовали полуавтоматический тонометр Microlife BP 3 AS 1-2. Все исследования проводились в первой половине дня в трех эмоциональных состояниях: в состоянии физиологического покоя, перед эмоциональным стрессом, после эмоционального стресса. Примером эмоционального стресса служили репетиционные экзамены (диагностические работы) по русскому, литературе, математике, обществознанию, биологии, химии; итоговая аттестация в 9-11 классах

2.3.1. Влияние эмоционального напряжения на артериальное давление у школьников разных типов телосложения.

Определение артериального давления имеет важное диагностическое значение. У большинства людей систолическое давление колеблется от 100 до 150 мм.рт.ст., а диастолическое – от 60 до 90 мм.рт.ст. Существует общее правило, согласно которому при повышенной активности давление возрастает, а при пониженной – уменьшается.

Классическим примером реактивного повышения давления при психологическом стрессе служит так называемая опережающая гипертензия, которая наблюдается, например, на соревнованиях или на экзаменах.

В ходе исследований мы отметили аналогичную тенденцию изменения давления. В условиях повседневной жизни показатели артериального давления (систолического и диастолического) у школьников разных типов телосложения отличались незначительно и колебались в пределах 110,7/65,3 мм.рт.ст. Перед сдачей экзамена наблюдалось незначительное повышение систолического давления, в среднем до 119,6 мм.рт.ст., а диастолического до 69,5 мм.рт.ст. Увеличение систолического и диастолического давления наблюдалось у школьников практически всех типов телосложения. Однако у испытуемых астенического типа телосложения мы обнаружили уменьшение диастолического давления на 0,8 мм.рт.ст. После экзамена наблюдали дальнейшее увеличение показателей артериального давления (систолического и диастолического) у нормостеников на 17 мм.рт.ст и 9 мм.рт.ст. соответственно. А у школьников астенического и гиперстенического типов телосложения наблюдается тенденция к восстановлению артериального давления. [Приложение10]

Таким образом, учащиеся нормостеники наиболее подвержены экзаменационному стрессу, эмоциональное напряжение у них наблюдается до экзамена, во время и после экзамена. Наиболее устойчив к стрессу гиперстенический тип.

2.3.2. Изменение пульсового давления при эмоциональном напряжении у школьников разных типов телосложения.

Исследования показали, что при эмоциональном напряжении у школьников разных типов телосложения изменяется пульсовое давление. Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением. В норме пульсовое давление у подростков составляет 42 – 49 мм.рт.ст. Перед экзаменом при действии стрессора на организм человека, значения пульсового давления могут и возрастать, и понижаться.

В ходе исследований, мы отметили, что перед экзаменом пульсовое давление в основном повышается примерно до 50 мм.рт.ст. Перед экзаменом пульсовое давление увеличивается в основном за счёт значительного повышения систолического давления. Это говорит о том, что приспособление к эмоциональному стрессу происходит за счёт увеличения ударного объёма сердца. У школьников нормостенического типа телосложения наблюдается наибольшее увеличение пульсового давления, примерно на 7 мм.рт.ст. Наименьшее увеличение пульсового давления у школьников гиперстенического типа, примерно на 2 мм.рт.ст. После экзамена пульсовое давление восстанавливается у школьников астенического типа, у школьников гиперстенического типа наблюдается снижение пульсового давления, а у школьников нормостенического типа снижение пульсового давления происходит медленнее. [Приложение10]

Это ещё раз доказывает, что школьники нормостенического соматотипа наиболее подвержены экзаменационному стрессу.

2.3.3. Изменение частоты сердечных сокращений у школьников разных типов телосложения.

Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений. Замеры пульса проводились с помощью датчиков цифровой лаборатории «Архимед».

В состоянии физиологического покоя, то есть в условиях повседневной жизни значения пульса у школьников разных типов телосложения практически не отличались и колебались в пределах 60-75 уд/мин. Перед экзаменом увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у школьников всех типов телосложений. Однако, у школьников нормостенического типа мы обнаружили увеличение пульса до 110 уд/мин, у астенического – до 96 уд/мин, а у гиперстенического – до 64 уд/мин. Таким образом, максимальное увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у школьников астенического типа телосложения. Вероятно, эти школьники испытывали наибольший стресс. Минимальное увеличение наблюдала у школьников гиперстенического типа телосложения, видимо они в меньшей степени были подвержены воздействию стресса.

После экзамена значения пульса несколько снизились по сравнению с показаниями, полученными перед экзаменом. Однако у школьников астенического и нормостенического соматотипов всё ещё оставались выше нормы, чем в условиях покоя, а именно 89,4 уд/мин и 92 уд/мин соответственно. У школьников гиперстенического типа телосложения показания пульса снизились до 66 уд/мин. [приложение11]

Учитывая данные анкетирования и замеров, мы сделали вывод, что меньше всего подвержены стрессу гиперстеники.

1. Реакция сердечно-сосудистой системы на эмоциональное напряжение различна у школьников разных типов телосложения.

2. Школьники нормостенического типа телосложения наиболее подвержены эмоциональному напряжению во время экзамена.

3. Школьники гиперстенического типа телосложения испытывали меньшее эмоциональное напряжение при сдаче экзаменов.

4. Необходимо выявлять тип телосложения школьников для прогнозирования возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии их организма на экзамене, для своевременной реализации коррекционных мероприятий по сохранению здоровья и повышения их оценки на экзамене.

Мы хотим предложить несколько полезных советов по сохранению нормального функционального состояния во время экзамена для всех типов телосложения, Нормостеникам рекомендуется обратить на советы особое внимание, т.к. они больше подвержены влиянию стресса.

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

1. Стрелец В.Б., Голикова Ж.В. Руководство по психиатрии, 2001.

2. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35.

3. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56.

4. Селье Г. На уровне целого организма/Пер. с англ. И. А. Доброхотовой, А. В. Парина. — М.: Наука, 1972 – 132 с.

5. Громбах М. Школа и психическое здоровье учащихся – М.: Просвещение, 1988, 205 с.

6. Батуев А.С. Человек.:Учеб. для 9 кл. Общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999. – с.66 – 68.

7. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье.: Кн. для учителя. —

М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

Признаки, характеризующие телосложение человека.

Различают следующие варианты мускулатуры: на груди, на спине, на руках, на ногах, на плечевом поясе

Степень развития мускулатуры: слабая, средняя, сильная, средне-слабая, средне-сильная.

Степень развития жироотложений:

• слабое — рельеф костей выражен в плечевом поясе, запястье, колене, на ступне.

• среднее – рельеф костей ясно не выражен.

• обильное – сглаженный костный рельеф и округлость всех контуров тела.

У женщин жировой слой расположен в области груди, верхней части бедер, на ягодицах, в плечевой области.

У мужчин типичное место отложений жира – верхний отдел брюшной стенки.

Изменение жироотложений и мускулатуры ведет к изменению других морфологических признаков: формы грудной клетки, спины, туловища и т.д.

Формы грудной клетки: цилиндрическая, плоская, коническая.

Плоская грудная клетка вытянута в продольном направлении и сдавлена с боков;

Цилиндрическая грудная клетка имеет форму цилиндра;

Коническая грудная клетка имеет форму усеченного конуса с основанием внизу.

Формы живота: впалый, прямой, округло-выпуклый.

Форма спины: нормальная, сутулая, прямая.

Нормальная – с нормальными изгибами позвоночника;

Сутулая – с увеличением грудным кифозом;

Прямая – со сглаженными изгибами всех отделов.

источник

Здоровье молодёжи как наиболее социально перспективной части населения является фактором, от которого зависят благополучие и уровень развития жизненно важных общественных структур, информативным критерием уровня образования, здравоохранения и культуры общества [5]. Студенты вузов — это особая производственно-профессиональная группа, для которой характерны специфические условия труда и жизни. Процесс обучения является важнейшим фактором, вызывающим адаптационные психофизиологические перестройки в организме студентов [7]. Адаптация к обучению в вузе является наиболее проблемным видом адаптации для первокурсников, так как по сравнению со средней школой структура и условия учебного процесса существенно усложняются: увеличивается объем усваиваемых знаний, возрастает интенсивность умственной работы, отмечается резко выраженная неравномерность нагрузки, крайне возрастающая в период зачетов и экзаменов, появляются профилирующие предметы, изменяются формы контроля и оценки учебной деятельности, изменяется характер взаимоотношений преподавателя и обучающегося. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, нарушение режима труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Психоэмоциональное напряжение студентов факультета физической культуры обусловлено совмещением учебной и спортивной деятельности.

Среди причин, вызывающих эмоциональное напряжение, на одно из первых мест следует поставить экзаменационный стресс. Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдаче экзамена [9], что характерно для большинства студентов, так как характерный для экзаменационного стресса страх блокирует интеллект, парализует волю, ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания. Период подготовки к экзаменам и сдача экзаменов сопровождаются интенсивной умственной деятельностью, существенным ограничением двигательной активности, изменением, а часто и нарушением режима сна, выраженными эмоциональными переживаниями, связанными с возможным изменением социального статуса студента, с общественной оценкой окружающих — всё это может привести к перенапряжению механизмов регуляции физиологических систем организма [9, 10].

Активность сердечно-сосудистой системы (ССС) обеспечивает приспособление организма к различным условиям и нагрузкам, под влиянием которых происходит перестройка механизмов регулирования сердечной деятельности. Важнейшими показателями функционального состояния ССС являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), изменение которых позволяет оценить адаптационные возможности организма.

Успешность и эффективность адаптации к учебной и спортивной деятельности будущего специалиста по физической культуре, уровень его профессионального здоровья определяются такой интегральной характеристикой личности, как стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности. Она включает в себя такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость. Это обеспечивает успешное достижение цели и реализуется в эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности.

Цель исследования

Изучение влияния экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние ССС студентов факультета физической культуры в начальный период обучения в вузе.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 105 юношей-студентов 1 курса факультета физической культуры педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Психоэмоциональный статус студентов определяли с помощью тестового опросника САН и теста Ч. Д. Спилбергера  Ю. Л. Ханина [4]. Функциональное состояние ССС оценивали по показателям ЧСС, систолического (САД), диастолического (ДАД) и пульсового (ПД) артериального давления, коэффициента выносливости (КВ), вегетативного индекса Кердо (ВИК) и адаптационного потенциала (АП) [1-3]. Исследования проводились в 2 этапа: 1 этап — в межсессионный период в день практических занятий по анатомии; 2 этап — в день сдачи экзамена по анатомии перед получением экзаменационного билета. Статистическую обработку данных про­водили с помощью пакета программ «Statistica — 5». По каждой группе данных вычислялись среднее значение (М), ошибка среднего (m). Достоверность различий оценивалась по t-критерию Стьюдента при р

источник