Меню Рубрики

Влияние стресса на организм человека литература

Мы решили исследовать проблему стресса, выяснить, как часто люди испытывают нервное перенапряжение или стресс; — выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; — дать рекомендации по снятию стресса.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия

3.3.Причины возникновения стресса;

3.4. Системы органов, на которые влияет стресс;

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

Тема «Стресс, его влияние на человека и способы борьбы с ним».

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже срываются на крик. А некоторые просто нервничают по пустякам и находятся в какой-то паранойе. Знайте же, всё это виноват стресс, который настиг свою жертву незаметно, и теперь эмоционально добивает её, высасывая из неё все силы и здоровье. Возникает вопрос, что такое стресс на самом деле? Почему он возникает и как с ним бороться? Мы решили исследовать эту проблему, выяснить, как часто люди испытывают нервное перенапряжение или стресс; — выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; — дать рекомендации по снятию стресса.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия

Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1.Провести сравнительный анализ литературных и интернет — источников.

2.Провести опрос среди подростков и взрослых.

3.Полученные результаты оформить в виде памятки.

Актуальность данного исследования очевидна, в наше время все без исключения могут попасть под воздействие стресса. Причиной этого могут являться перечисленные негативные факторы. Например: человек подвергается воздействию окружающей среды. На учёбе или работе очень сильно утомляется. Также причиной может служить то, что он редко бывает на природе и не может позволить себе хорошо отдохнуть даже единственный раз в году. Ещё причиной стресса могут быть конфликтные ситуации на работе, в школе, или ссоры с друзьями, все они тоже отрицательно отражаются на нашем эмоциональном состоянии. Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный анализ, опрос.

Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.

Гипотеза: предполагаем, что стресс — это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием.

Объект исследования – ученики от 15 до 17 лет Междуреченской школы, педагоги, жители посёлка Междуреченский.

Предмет исследования – воздействие стресса на человека.

Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования мы планируем выпустить памятку с здоровьесберегающими советами, рекомендациями.

Первый этап исследования. Изучение физиологии стресса. ( Сравнительный анализ литературных и интернет-источников).

Второй этап исследования. (Анкетирование).

Мы провели анкетирование среди учащихся Междуреченской школы 9-11 классов, педагогов и простых жителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Как вы думаете, что такое стресс?

Мы получили следующие ответы:

  1. Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды;
  2. Раздражительность;
  3. Плохое настроение, которое не улучшается слишком долго;
  4. Усталость;
  5. Расстройство;
  6. Подавленное состояние.

7.Следствие каких – либо переживаний.

2.Подвергаетесь ли вы его воздействию? Если да, то, как часто?

11 – часто подвергаются воздействию стресса;

8 – нет, вообще не подвергаются.

3.Как вы думаете, каковы причины стресса?

1.Конфликты на работе или семье;

2. Раздражает кто-то или что-то,

3.Кризис, нестабильность в стране;

4.Как вы боретесь с этим состоянием?

2. Стараться не думать о плохом, настроить себя, что всё будет хорошо;

4.Играть в компьютерные игры;

5.Физическая или интеллектуальная работа;

6.Занятие любимым делом или хобби;

9.Занятие спортом, спортзал,

10.Хороший фильм или книга.

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизни» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств.

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса».

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости , так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

Первая фаза — стадия тревоги:

Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание — длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

Последняя фаза — болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

3.3. Причины возникновения стресса

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим — необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.

3.4.Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:

1.Система кровообращения . Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.

2.Мышцы и кости . Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.

3.Желудочно-кишечная система . Казалось бы, при чем здесь она? Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.

4.Иммунная система . Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.

3.5. Методы защиты от стресса

Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем мы? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.

«Забивая» стресс едой, мы довольны временной передышкой, которую они дают, и не думает о том, чем чреваты для здоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы испытываем на прочность свой организм и не даем ему возможности пополнить свои ресурсы.

Мы боремся с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса. Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы не соблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.

Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, необходим: достаточный сон, рациональная организация труда , общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите о своих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.

Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.

Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Кофе и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.

Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра — все это может существенно помочь.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот перечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1 . Противострессовое дыхание . Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3 . Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение , в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Читайте также:  Выброс желчи в желудок при стрессе

4. Если позволяют обстоятельства , покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте , ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите . Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка.

  • По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% — почти каждый день.
  • По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
  • В России, на сегодняшний день, нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения — в состоянии сильного стресса.
  • Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
  • По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
    — Телевизор-46%
    — Музыка-43%
    — Еда-16%
    — Медикаменты-15%
    — Спорт-12%
    — Йога, медитация-2%
  • 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.
  • Многие жители стран «Большой Европы» страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например — 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% — на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

В нашей работе много сказано о том, какой вред наносят стрессы здоровью людей, но тут же возникает вопрос: «как же бороться со стрессами»? Предупредить события, которые приводят к стрессу, не всегда возможно, но мы можем изменить свою реакцию на них. Каждый человек индивидуален и в зависимости от многих факторов по-разному реагирует на стрессовую ситуацию.
Существует несколько стратегий снятия стресса в зависимости от ситуации:

  • Прежде всего, необходимо проанализировать причины стресса и в дальнейшем постараться свести стрессовые ситуации к минимуму.
  • Ежедневные физические упражнения избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ — эндорфинов.
  • Поможет расслабиться аромотерапия. Специалисты рекомендуют использовать эфирные масла при принятии ванны и массаже. Успокоительным средством послужит для вас фитотерапия в виде чая из ромашки, клевера и липы.
  • Ослабить стресс можно простейшими средствами — вести дневник, смотреть чаще комедии, играть с домашними животными.
  • Рекомендуется также балансировать свои желания и возможности, не преувеличивать трудности, научиться эффективно использовать свое время.
  • Снять стресс помогает и общение с близкими людьми. В любой, даже самой сложной ситуации, всегда можно найти верное решение. Подбадривайте себя и не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям и близким.

В наше время, как оказывается, стресс является болезнью. А болезнь отрицательно сказывается на здоровье, человека его духовном состоянии и благополучии. Поэтому теме стрессов отводится особая, важная, роль. Со стрессами нужно бороться, а еще лучше предупреждать их, но т.к. второе за редким случаем нам удается сделать, к первому нужно отвести особое внимание. Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь.

Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо:

1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой!

2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.

3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие.

4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!

5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они.

6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.

7. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения.

8. Переоцените свои ценности, если необходимо.

9. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.

Так что в завершении своей работы нам бы хотелось дать один большой совет всем : «Живите полной жизнью, ведь она дается один только раз! Не позволяйте негативным моментам влиять на этот дар, боритесь, что есть сил за право полновластно распоряжаться ею!».

Данная работа помогла нам узнать много нового о влиянии стресса на здоровье человека. На основе полученных данных нам удалось дать достаточно полезных советов, соблюдение которых позволит любому человеку сохранить здоровье и продлить свою жизнь.

1.Карен Хорни: «Наши внутренние конфликты», Изд. «ЭКСМО пресс», 2000 г.

2.Е. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» — 1996 год.

3.О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто «Большая книга подросткового психолога», Ростов на Дону «Феникс», 2008 год.

4.А. В Петровский «Общая психология», Москва, 2013 год

5.А. В. Морозов «Социальная конфликтология»., Изд.центр «Академия» — 2002 год.

6.Аксенова Л. В. «Семейная энциклопедия. Психологические тесты 400», ООО ИКЦ «Кредо», 2007 год;

7.П. Д. Павлёнок, М. Я. Руднева «Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения, изд-во «Форум», 2013 год.

8.Ю. В. Щербинина «Речевая агрессия. Территория вражды»., Москва 2005 год.

9.А. А. Леонтьев «Психология общения», Москва «Смысл», 1999 год.

источник

Понятие стресса, его источники и стадии развития, специфика проявления и отграничение от других реакций, а также способы преодоления. Стрессоустойчивость пациентов с различными заболеваниями, оценка степени подверженности ему, зависимость от возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в медицинской науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса — посттравматический, послеоперационный, профессиональный стресс и т.п., с другой, — многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

Актуальность переживания стресса у пациентов, страдающих различными заболеваниями обусловлена многими факторами, и в первую очередь, социальными, среди которых следует выделить социально-экономическую нестабильность в обществе, безработицу, социальные конфликты. Во-вторых, возникновение данной проблемы обусловлено психологическими факторами, а именно проблемами, связанными с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционными и эмоциональными конфликтами, коммуникативными проблемами, отдельными неблагоприятными психологическими проявлениями малых групп. В-третьих, актуальность стресса обусловлена личностными факторами, как объективно-личностными — кризисы юношеского, «среднего», предпенсионного возрастов, особенности пола, так и субъективно-личностными — особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

Важно отметить, что стресс играет большую роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В этой связи в настоящее время возникает потребность в изучении, диагностике и профилактике стрессовых состояний.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение сущности стресса и влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.

1. определить понятие стресса, его источники и стадии развития;

2. выделить проявления стресса, позволяющие отграничить его от других психофизиологических реакций;

3. проанализировать влияние стрессовых ситуаций на различные аспекты здоровья человека;

4. сформулировать рекомендации по преодолению стресса;

5. провести опытно-экспериментальное исследование уровня переживания стресса у пациентов в зависимости от возраста, пола, вида заболевания, типа темперамента.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что подверженность стрессу пациентов индивидуальна и зависит от таких факторов, как тип темперамента, возраст, пол, вид заболевания.

Объектом исследования является стресс как психофизиологическое состояние человека.

Предметом исследования является влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.

При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы как общенаучные методы исследования (анализ научной литературы, синтез полученных знаний по теме исследования), так и специальные психологические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование).

В опытно-экспериментальной части исследования был использован комплекс методик, позволяющих оценить различные аспекты воздействия стресса на здоровье пациентов:

* тест по медицинской психологии: «Подвержены ли Вы стрессу?» (автор А.К. Юров);

* тест по медицинской психологии: «Как Вы переносите стресс?» (автор А.К. Юров);

* тест по социальной психологии: «Определение доминирующего типа темперамента» (автор Г.Ю. Айзенк).

Научная новизна данного исследования состоит в том, что нами было изучено переживание стресса пациентами, проходящими лечение в стационарных условиях, в известной степени оторванных от привычной обстановки и круга общения, что обостряло их психофизиологическое состояние.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов в работе медицинского персонала больницы по преодолению стрессовых состояний пациентов, предупреждению и раннему выявлению факторов, способных спровоцировать появление стрессовых переживаний у пациентов.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе проводится теоретическое изучение сущности стресса и его влияния на здоровье человека. Вторая глава содержит опытно-экспериментальное исследование уровня переживания стресса у пациентов в зависимости от возраста, пола, вида заболевания, типа темперамента.

История изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 г., когда Оскар Фогт в своей книге «Гипноз» отметил, что при реакции на стрессовую ситуацию (например, угроза для жизни от нападающего) в состоянии организма происходят разные изменения. Уолтер Кэннон — первый исследователь, который назвал эту реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства («Реакция борьбы или бегства», 1932).

Ганс Селье — физиолог, определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. В своей ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни» (1956) Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома.

В дальнейшем исследователи изучали влияние стресса на патогенные процессы, происходящие в организме. Стюарт Вулф первым понял, что стресс влияет на функцию пищеварения («Стресс и система пищеварения», 1965); Лоуренс ЛеШан изучал влияние стресса на развитие раковых заболеваний («Стресс и рак», 1966); Джордж Энджел прояснил взаимосвязь стресса и язвенного колита («Стресс и язвенный колит», 1955); Мейер Фридман и Рэй Розенман установили связь между переживанием стресса и ишемической болезнью сердца («Поведенческий тип А», 1974); а Стюарт Вулф иХарольд Вулфф занимались изучением стресса и головных болей («Стресс и головные боли», 1953).

Другие же разрабатывали различные способы лечения людей, чьи заболевания возникли на почве стресса. Например, Карл Саймонтон, утверждавший, что заболеванию раком подвержены люди определенного склада личности, добавил один компонент к существовавшей тогда стандартной процедуре психотерапии («Стресс и рак», 1975). Он заключался в визуализации успешного исхода операции по удалению злокачественной опухоли. Для некоторых людей, страдавших головными болями, Томас Буджински с успехом применял метод биологической обратной связи («Стресс и головные боли», 1970). Герберт Бенсон и Роберт Кит Уоллас разработали технику релаксации, которую успешно использовали для лечения людей с повышенным давлением, как следствием стресса («Трансцендентная медитация», 1970).

В настоящее время в изучении стресса получили развитие новые концепции. Среди них следует отметить определение Р. Лазарусом понятия физиологического и психологического стресса, выявление различий в механизмах их возникновения («Теория стресса и психофизиологические исследования», 1970). В.И. Медведевым выдвинута концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействие, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования («О проблеме адаптации», 1984). Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромов стресса выполнили М. Франкенхойзер («Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии», 1970) и Л.А. Китаев-Смык («Психология стресса», 1983).

1. Теоретические основы влияния стресса на здоровье человека

1.1 Понятие стресса, его источники и стадии развития

Термин «стресс» в психологию впервые ввел Ганс Селье, исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внешних и внутренних раздражителей. Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом ответе организма, т.е. не зависящем от характера стрессора. Г. Селье назвал эту реакцию организма «общим адаптационным синдромом».

По мнению В.В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [41].

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [7].

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [10].

Большой вклад в исследование стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в приспособлении организма к состояниям, вызванным страхом, борьбой и опасностью и др. теории.

В самом общем виде, А. Леонова и Д. Костикова, определяют стресс как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое возмущение в окружающей среде [12, с. 37].

В 1972 г. Всемирная организация здравоохранения приняла такое определение: стресс — это неспецифическая (то есть одна и одна и та же на разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему требование (Цит. по: [29, c. 42]).

Л.А. Китаев-Смык в свей книге «Психология стресса» дает следующее определение этого понятия: «Стресс, или стресс-реакция — это неспецифическая реакция организма, развивающаяся под влиянием различных интенсивных или новых воздействий: боли, холода, чрезмерной физической нагрузки психоэмоциональной травмы и др.» [14, c. 9].

Стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что стресс, или стресс-реакция — это особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

В качестве источников стресса — «стрессоров» могут выступать физические раздражители (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химические (токсичные и раздражающие вещества), биологические (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психические (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие).

Читайте также:  Выброс гормонов стресса в сердце

Стресс как адаптивный синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

— стадию резистентности (адаптации);

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды.

Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

1.2 Проявления стресса и его отграничение от других реакций

Проявления стресса могут быть различными. Рассмотрим вначале физиологические проявления.

Прежде всего, при стрессе происходит активация гипоталамуса.

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

* является высшим центром вегетативной нервной системы;

* отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;

* управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности, адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;

* формирует эмоциональные реакции человека;

* регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

При первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой — вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников.

Другим физиологическим проявлением стресса является повышение активности симпатического отдела нервной системы

Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы или бегства. При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха.

Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами.

Следующим физиологическим проявлением стресса является включение гормональных механизмов.

Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций — активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокортикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли, в результате чего повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.

Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация — стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более-менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами — человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [33]. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [17].

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.

В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [16]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал: «Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым» [33, с. 106].

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [21; 23].

В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Другая особенность психологического стресса — существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [4]. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций [16].

Отграничение стресса от других состояний и реакций организма человека достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна.

Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома [16].

Чаще всего возникает вопрос об отграничении стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших полушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпатическим регулированием, что запускает активность парасимпатического отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утомлении выражается в снижении речевой активности, стремление к покою и легкости возникновения сонного торможения [16]. По мнению Суворовой В.В., только крайне редко сильное утомление может запускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в перевозбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

* в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда);

* в увеличении степени напряженности физиологических функций при неизменных показателях количества и качества труда (возрастание «цены результата труда»);

* в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физиологических функций.

В последней ситуации утомление к концу работы может быть достаточно глубоким, и для восстановления нормального функционального состояния организма потребуется продолжительный отдых.

В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — переутомление. Последнее обычно определяется как хроническое утомление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомления расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь [11]. Особую роль в развитии нервного перенапряжения и хронического утомления играют наследственно-конституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку.

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности [9]. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом: «В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс — подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов — преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» [21, с. 81-82].

1.3 Влияние стресса на различные аспекты здоровья человека

Последствия стресса для здоровья человека в настоящее время особенно велики. Так, А.М. Вейн пишет, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» [5, с. 3].

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» [38, с. 11].

По данным исследований 70% заболеваний связаны со стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечнососудистой системы [41]. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т.п. [41]. В последнее время показано, что стресс являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [43].

Стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Рассмотрим подробнее названные виды стрессорных реакций и их значение для психического и физического здоровья человека.

Влияние стресса на здоровье человека внешне зачастую проявляется в изменении поведенческих реакций. В частности, при стрессе происходит нарушение психомоторики, которое может проявляться в:

* в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны);

* уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

* нарушении речевых функций и т.д.

Установлено также, что функциональное состояние человека (в том числе стресс) влияет на характеристики его почерка. Так, при снижении активности почерк как бы растягивается, что приводит к увеличению ширины букв. Высота и ширина букв возрастает при ухудшении здоровья испытуемых, а буквы при этом пишутся более слитно.

Другим поведенческим изменением под воздействием стресса являются нарушения режима дня. Они могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

К поведенческим изменением при стрессе относятся также профессиональные нарушения. Они могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Исследователи отмечают также нарушения социально-ролевых функций при стрессе как разновидность поведенческих изменений. Такие нарушения выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т.д.

Теперь рассмотрим такой вид стрессорных реакций как изменение интеллектуальных процессов при стрессе.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

Следующим видом стрессорных реакций является изменение физиологических процессов при стрессе.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечнососудистой и дыхательной [3]. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечнососудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

Читайте также:  Выброс в кровь гормона стресса

* повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

* повышение артериального давления;

* нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

* снижение электрического сопротивления кожи и т.д.

В. JI. Марищук и В.И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т.д. [22]. Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

* боли в сердце и других органах;

* затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

* неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д.

Эмоциональные проявления стресса также оказывают большое воздействие на здоровье человека.

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Значительное влияние оказывают стрессорные реакции на сердечнососудистую систему.

Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечнососудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса [5; 9; 10]. По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечнососудистой системы при стрессах является активация катехоламинового и адренокордикоидного механизмов, которые через нарушение проницаемости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их метаболизма и гипоксии [18]. При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стресс-реакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой стороны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге — выраженный эмоциональный стресс [10].

1.4 Способы преодоления стресса

Преодоление стресса — это изменчивые психические и поведенческие усилия, какими человек отвечает на требования, выдвигаемые стрессом. Преодоление, как отмечает В.А. Бодров, — это не одна-единственная стратегия, применяемая в любых обстоятельствах, в любое время. Люди преодолевают стрессы по-разному. Эффективный ответ на стресс, ведущий к адаптации, по мнению В.А. Бодрова, — это применение такой стратегии взаимодействия со стрессором, которая значительно снижает переживание стресса [14, c. 274].

Не следует думать, что можно полностью избежать стресса. Как следует из вышесказанного, стресс сам по себе — не обязательно что-то плохое. Определенный объем или уровень стрессов в нашей жизни является естественным и мы это учитываем. Стресс часто является естественным следствием того, что мы живем в реальном мире. Лишь использование неэффективных способов борьбы со стрессами может огорчать, приносить несчастье. Рассмотрим их более подробно.

Неэффективные реакции на стрессоры, по определению А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой, — это те, которые на протяжении длительного времени не приводят к снижению уровня стресса [20, c. 36].

Когда не происходит снижение стрессового состояния, то человек фиксируется («зацикливается»), продолжает реагировать на тот же стрессор по-старому. Фиксация редко бывает адекватной реакцией на стресс. Но это не значит, что нужно немедленно менять способ реагирования. Если вам не удалось сразу добиться успеха, попробуйте еще и еще раз, но не слишком долго. В какой-то момент человек должен быть готов отступить, отказаться от старой последовательности действий и попробовать что-то другое. Вместе с тем, откладывание «на потом» является разновидностью фиксации. Например, вы получили задание подготовить реферат и сдать его через две недели. Вместо того, чтобы приняться за работу, человек начинает откладывать ее, тянуть, хотя, в конце концов, реферат должен быть подготовлен. Если человек оставляет себе все меньше времени на подготовку, то тем самым он увеличивает вероятность более сильного стресса [20, c. 36-37].

Если человек не меняет свое поведение или совсем ничего не делает, то возникает одна из двух распространенных и неэффективных реакций на стресс: агрессия или тревога. Ощущение тревоги, нервозность мешает нормальной адаптации к жизни. Чем больше тревожность, тем более неприятностей, дискомфорта и боли. Сильная и продолжительная тревога ведет к душевным заболеваниям [20, c. 37].

Многообразие способов преодоления стресса можно уместить в четыре большие категории:

1) активное взаимодействие со стрессором или влияние на саму проблему;

2) изменение взгляда на проблему, изменение отношения к ней или другая интерпретация проблемы;

3) принятие проблемы и уменьшение физического эффекта от порождаемого ею стресса;

4) комплексные способы, которые объединяют в себе перечисленные выше группы [14, c. 274].

Рассмотрим подробнее особенности каждой группы способов преодоления стресса.

Преодоление через сосредоточение на самой проблеме (или стрессоре) и его специфические шаги зависят от характера проблемы. Иногда проблема очевидна: человек потерял работу. Иногда она неопределенная: существует лишь подозрение, но не уверенность, что работа может быть потеряна. Проблемы бывают жгучие (покинул любимый), продолжительные (ребенка дразнят в школе), воображаемые (относительно будущих событий).

Для преодоления стресса следует, во-первых, определить проблему. Такой путь сам по себе понятен, в особенности, если проблема «кричит» рядом с вами. Тем не менее, люди часто некорректно определяют проблему, а потому идут ошибочным путем. Например, несчастливые супружеские пары часто обвиняют друг друга или так называемую «несовместимость» в своем несчастье. Но научное исследование нескольких сот пар установило, что несчастья в браке часто является результатом неправильного диагноза.

Мужчина, страдающий от давления на работе, может решить, что его проблема заключается в жене, которая не предоставляет ему достаточной поддержки. Жена, изнемогающая под гнетом домашних дел, может решить, что ее проблема — ленивый муж. Когда такие супруги начинают «бороться» со стрессом, наступая один на одного, то стресс возрастает. Если бы они корректно определили проблему («я очень волнуюсь из-за моей работы»; «у меня недостаточно времени для отдыха»), то нашли бы совсем другие способы решения трудностей. Когда проблема правильно определена, тот, кто стремится с ней справиться, может узнать как можно больше о проблеме.

Многие люди в стрессовом состоянии не видят надежды от него избавиться. Они сводят все лишь к двум альтернативам: оставить все, как есть и страдать или сбежать и все потерять. Сосредоточенность на работе с проблемой имеет большие психологические преимущества: она способствует повышению самоуважения человека, эффективности его действий, контроля за внешними ситуациями [14, c. 275-276].

Вторая группа способов преодоления стресса — другая интерпретация проблемы, то есть восприятие проблемы по-новому. Есть несколько стратегий, как этого достичь.

Американская исследовательница Ш. Тейлор, которая работала с больными сердечно-сосудистыми и раковыми заболеваниями, с изнасилованными женщинами и жертвами других несчастий, отмечает в обдумывании проблемы три важные задачи:

1) найти смысл в данном несчастном случае (этому помогают такие вопросы: почему это случилось со мной?; что это событие значит для моей жизни сейчас?);

2) достичь умения подняться над проблемой (каким образом можно предотвратить повторение подобного?; что для этого можно сделать уже теперь?);

3) восстановить снизившееся самоуважение, начать снова относиться к себе хорошо, несмотря на давление сложных обстоятельств (Цит. по: [14, c. 276]).

Какие же конкретные способы изменения взгляда на проблему?

Первый способ новой интерпретации проблемы — переоценка, лозунгом для которой может быть постулат: все не так уж плохо. Когда люди не в состоянии уменьшить стрессор, они могут начать думать по-новому о нем самом, о его подтексте и следствиях. Чтобы по-новому интерпретировать проблему, мы стараемся оценить, реальной или воображаемой угрозой нашему благополучию является данный стрессор.

Познавательная переоценка означает переосмысление природы проблемы таким образом, чтобы пролить новый (положительный) свет на нее. То, как мы себя чувствуем в данной ситуации, в большой мере зависит от нашей познавательной оценки, или одобрения этой ситуации.

Мы можем преодолеть стресс, если поговорим с собой, перемещая акценты, заменяя отрицательные утверждения, такие как «ох, я в опасности!», «меня, наверное, вызовут, и я буду иметь бледный вид!», на положительные утверждения: «я сделал все, что мог, в этой ситуации», «скоро все пройдет».

Проблему можно превратить в вызов, который вы бросаете себе, а потери — в неожиданное достояние. В исследовании, проведенном Ш. Тейлор над 100 инвалидами с повреждением позвоночника две трети из них нашли в своей травме положительный побочный эффект, то есть такие преимущества: становишься лучшим человеком, так как считаешь окружающих более важными, чем ты сам; душу ценишь выше, чем тело; ощущаешь возрастание уровня самоосознания и т.п. (Цит. по: [14, c. 277]).

Переоцениваются также мотивы в условиях стресса, произошедшего с другими. Вместо того, чтобы раздражаться из-за чьих-то действий, чуткая личность старается увидеть ситуацию с другой точки зрения, во избежание недоразумения.

Другой способ изменить взгляд на проблему — социальное сравнение: мне лучше, чем другим. (Обратите внимание, не я лучше других, а именно мне лучше). Ш. Тейлор исследовала женщин, больных раком молочных желез. Исследовательница нашла тех, кто успешно преодолел этот серьезный стресс. Они сравнивали себя с другими, которые, по их мнению, были более несчастливы. Этот способ работал независимо от возраста, семейного положения, сложности заболевания. Те, которые уже перенесли операцию по удалению опухоли, сравнивали себя с теми, кому целиком удалили молочные железы. Последние сравнивали себя с теми, у кого рак был в еще более тяжелой стадии. Молодые замужние женщины сравнивали себя с одинокими: «Не представляю, как можно было бы ходить на свидание с мужчиной, не зная, как сказать об этом». Но ни одна одинокая не подумала, что ей было бы легче, если бы она была замужем. Те, кому было хуже всего, чувствовали признательность к судьбе за то, что они не умерли и не ощущали боли. «Дело в том, — подчеркивает Ш. Тейлор, — что каждая ощущает, что ей лучше, чем кому-то, если выбирает правильный подход» (Цит. по: [14, c. 277-278]).

Третий способ — избежание: Это не проблема. Иногда возможно одолеть проблему, игнорируя ее. В определенной ситуации следует переключить внимание на что-то другое, избегать мыслей относительно этой проблемы.

В исследовании Ш. Тейлор над 61 пациентом выявлено два стиля отношения к будущей операции: избежание и бдительность. «Бдительные» вдавались в подробности: читали медицинскую литературу, расспрашивали знакомых, врачей, узнавали о наименьшей возможной угрозе, осложнении. В отличие от склонные к избеганию обнаружили отсутствие интереса к этому делу, не обсуждали его. Они считали операцию чем-то наподобие отпуска. них Исследование выявило свои преимущества в избегании: таким людям нужна меньшая анестезия, они реже жалуются, у них реже бывают мелкие осложнения и их раньше выписывают. Иногда обе стратегии работают вместе: можно не вдаваться в подробности, но уделять внимание основным моментам. Придерживающиеся смешанной стратегии также быстро выздоравливают, если заботятся о себе и сопротивляются в случае неправильного лечения (Цит. по: [14, c. 278]).

Четвертый способ — юмор: Это смешно. В Книге Притчей Соломоновых говорится: «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притчи 17:22) — и ученые соглашаются с этим. Юмор устанавливает хороший буфер между стрессором и отрицательными эмоциями. Человек, который способен превратить «плохие новости» в абсурдные, смешные, менее склонен к депрессии, напряжению, гневу, чем тот, который все воспринимает очень серьезно и поддается плохому расположению духа. Юмор может стать эффективным оружием против стресса, если подмечать смешные аспекты в серьезных событиях и быть способным посмеяться над ними [14, c. 279].

Употребление лекарств является известным способом уменьшения вредного эффекта стресса. Однако, как подчеркивает В.А. Бодров, облегчение, наступающее после приема лекарства, и сама причина для их употребления могут привести к психологической, а в некоторых случаях и к физиологической зависимости. Поэтому употребление фармакологических и химических средств следует рекомендовать с большой осмотрительностью. То же самое касается употребления алкоголя и табака [14, c. 280].

Простейший способ уменьшить признаки стресса (высокое давление крови, ускоренное дыхание), по мнению этого исследователя, — релаксация или расслабление. Биологическая обратная связь от расслабления обеспечивает такой же эффект, как болеутоляющие медикаменты, но она намного дешевле и лишена риска зависимости. Релаксация оказывает содействие восстановлению психофизиологического функционирования организма. У тех, кто продолжительное время использует методы релаксации, часто обнаруживаются положительные сдвиги в структуре личности, направленные в сторону укрепления психического здоровья [14, c. 280].

Существует много разных методов расслабления, среди них нервно-мышечная релаксация, контроль дыхания, метод биологической обратной связи, аффирмации, аутогенная тренировка и др.

Физические упражнения и проявления: бег, танцы, езда на велосипеде (физические упражнения), плач, смех (физические проявления) очень важны для поддерживания здоровья и уменьшения стресса. Перерывы во время работы, придающие воодушевление посредством физических движений, приносят ощущение свободы, свежести и энергичности, опять-таки, если эти движения не враждебные, не агрессивные. Люди, примешивающие агрессивные мысли и импульсы во время упражнений, подливают масла в огонь. Фактически, отношение к упражнениям имеет решающее значение. Спортивная активность полезна, в особенности те виды, которые не требуют сверхчеловеческих усилий и борьбы с соперником.

Кроме уменьшения напряжения, упражнения ведут к преодолению тревоги, депрессии, меланхолии. В исследовании С.В. Касла студентки (43 человека) со средней и сильной депрессией посещали один из трех классов. Первый класс занимался аэробикой трижды в неделю, второй — релаксацией и спокойными прогулками четыре раза в неделю и последняя, контрольная, группа ничего не делала. Через пять, а потом через десять недель всех проверяли на уровень депрессии и состояние здоровья. Те, кто энергично тренировались, улучшили физическую форму и у них снизился уровень депрессии. В группе релаксации и в контрольной группе эти показатели не изменились [13].

Естественные физические проявления — смех, плач — также оказывают содействие освобождению от стрессов. Дж.С. Эверли писал: «Печаль, которая не проявилась в слезах, принуждает плакать другие органы» [48, c. 158].

Свежий воздух и вода способствуют более эффективной борьбе со стрессом. При сильных стрессах усиливается угнетение дыхания, человек дышит поверхностно, неполно. Когда нервы напряжены, человек чувствует себя «на пределе» и готов сорваться, следует остановиться и несколько раз глубоко вдохнуть. Набрать полные легкие воздуха и медленно выдыхать. Таким упражнения позволяют расслабиться и нервное напряжение спадает.

Вода также обладает целебными свойствами. Существует ряд эффективных гидропроцедур, способных успокоить и расслабить нас. Например, нейтральная ванна действует успокоительно, снимает эмоциональное напряжение и нормализует сон. Ее температура +35+36 градусов по Цельсию, то есть она не должна быть теплее температуры тела. Растирание горячей рукавицей сперва вызовет возбуждение, а потом расслабление мышц и снятие нервного напряжения. Обертывание мокрой простыней является одним из сильнейших успокоительных средств, в особенности эффективным в состоянии резкого возбуждения [14, c. 281].

2. Опытно-экспериментальное исследование стресса и его воздействия на здоровье человека

2.1 Программа, база и методы опытно-экспериментального исследования

Опытно-экспериментальная часть исследования проводилось в 2013 году на базе ГБУ РМЭ «Медсанчасть №1 ММЗ» и ГБУ РМЭ «Городская больница». В исследовании принимали участие пациенты гинекологического, гастроэнтерологического, кардиологического и травматологического отделений в количестве 47 человек в возрасте от 17 до 74 лет, мужского и женского пола.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе исследования была выявлена зависимость стресса от типа темперамента пациента.

На втором этапе исследования была определена зависимость стресса от возраста пациентов.

На третьем этапе исследования была определена стрессоустойчивость пациентов с различными заболеваниями.

На четвёртом этапе исследования была определена степень подверженности стрессу при различных заболеваниях.

В исследовании использовались следующие методы:

источник