Меню Рубрики

Влияние стресса на организм список литературы

. Реакция человеческого организма на стресс

. Влияние стресса на человека

Список использованной литературы

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась — «все болезни от стрессов». По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник — это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом — депрессия и тревога, головные боли.

В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие — болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.

Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своем реферате.

Стресс — состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение.

Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения. Направление сдвига интенсивности — одна из характеристик индивидуальности. Например, у большинства людей возрастает сила эмоции, но у людей тревожных, впечатлительных, ранимых, обидчивых может исчезнуть обычный эмоциональный фон, притупятся чувства к близким, живой отклик на окружающее, на произведения искусства, природу и т.д. Память и мышление функционируют, но мысли и образы тусклы, протекают без эмоционального сопровождения, поэтому человеку кажется, что в памяти ничего не хранится. Мысли проходят бесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности. Может произойти подъем активности или появиться торможение, сопровождаемое чувством усталости, вялости.

Связь между физическими и психическими расстройствами часто либо не осознается, либо осознается с опозданием. Человек может ощущать некоторый дискомфорт, не осознавая, что его состояние является стрессовым. Полнее осознать стресс часто мешают защитные механизмы личности.

Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделил стресс на эвстресс (эустресс) — «хороший», конструктивный и дистресс — вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные (хронические).

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод).

Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать. Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «Би-би-си» в Уайт Сити, Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любой неожиданный звук, например телефонный звонок, сразу лишает их возможности сосредоточиться. Консультант по шумам из Гринвичского университета посоветовал установить в офисах «бормочущие автоматы», которые будут создавать шумовой фон и изгонят тишину. «Би-би-си» объявила, что с удовольствием приобретет автоматы с «консервированными шумами», которые уже окрестили «болтушками».

. Нагрузки (повышенной интенсивности):

физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);

информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);

. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.

. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.

. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.

. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Ученые Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних исследований составили перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые из них приведены ниже. Последовательность в этом списке определяется на основании эмоциональной значимости каждого события.

Особую проблему представляет городская среда (плотность населения, напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия). К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индии и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие острых социальных стрессоров на психику человека.

стресс напряжение психика организм

3. Реакция человеческого организма на стресс

. Стрессоры вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или

подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS — General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации, и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен, и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. Две другие реакции активные и подчинены воли человека.

. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия.

Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются — вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

Меняются времена, и возникают новые стрессовые ситуации — это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с начальником. Ситуация стандартная — вы бы рады сделать то, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизуете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расходуется как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость, проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает стресс.

То же самое происходит и при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном напряжении — не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого — состояние стресса.

4. Влияние стресса на человека

Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи — найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений, то в исследовании психологических аспектов стресса белых пятен намного больше.

В ретроспективном обследовании 270 амбулаторных психических больных крупнейшего госпиталя Саудовской Аравии было выявлено, что 52,6% считали именно стрессовые события причиной заболевания. Жизненные события играют наибольшую роль в неврозах, формирующую роль в депрессиях, пусковую роль в шизофрении. В Швеции на весьма представительной выборке 6935 мужчин в возрасте 47-55 лет субъективно воспринимаемый стресс оценивался как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Контроль осуществлялся в течение 12лет. Глубина субъективного стресса определялась по чувству напряжения, раздражительности, тревожности, нарушениями сна. Было выделено шесть градаций стресса. Инфаркт миокарда развился у 6% людей с низкими показателями стресса и у 10% — с высокими показателями.

Около 40% направлений к кардиологам по поводу усиленного сердцебиения и других нарушений сердечной деятельности напрямую связаны со стрессовой ситуацией. Примерно тот же процент направлений к невропатологам (из-за головных болей) и гастроэнтерологам (из-за болей в желудке) также связан со стрессом.

По результатам статистики, 57% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. К этому состоянию их приводят экономическая и финансовая нестабильность, сложные взаимоотношения на работе и в семье, забота о продвижении по службе, новые условия, связанные с автоматизацией и электронной «начинкой» офисов — то, что называют «технострессом».

Недавние исследования показали, что 64% работающих людей страдают от стресса на работе, 56% по этой причине плохо спят, 26% заболели на почве стресса и 28% пережили за рабочим столом приступ гнева, что вылилось в яростную стычку с коллегой.

Сколько стоит стресс? Ответ на этот вопрос дал профессор Каролинского медико-хирургического института Стокгольма Леннарт Леви. По его данным, по меньшей мере, 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза (ЕС) страдают от стрессов. И это ежегодно обходится обществу в 170 млрд. крон (более 19 млрд. долларов США), не говоря уже о человеческих страданиях.

Шведский медик подготовил доклад по заказу Европейской комиссии, которая считает проблему постоянно растущего числа стрессов на производстве весьма актуальной. В частности, сейчас многие в странах «Большой Европы» страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Так, 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% — на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

Из этого же доклада следует, что более половины всех рабочих в странах-членах ЕС, трудятся в слишком высоком темпе и при большом временном дефиците. А за всем этим следуют, разумеется, обращения к врачам, выписка бюллетеней и расходы на лечение, профилактику заболеваний.

Медицинская статистика утверждает, что 84% пациенток, страдающих от стресса, и 23% женщин в депрессии успешно используют поход в парикмахерскую»в лечебных целях».

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все — от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность — единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания — просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение — просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо

Список использованной литературы

1. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998. стр. 5, 9,

. Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.:

«Питер», 1996. стр. 45-50, 52, 53

. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983. стр. 114,

. Г. Селье. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.

. Берн. Э «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»,

Симферопль: «Реноме», 1998. стр. 220-248

. Интерент: #»justify»>страница поликлиники №36 города Минска.

. Интернет: http://www.cardiosite.ru — Кардиосайт — все о кардиологии.

Теги: Воздействие стресса на человека Реферат Менеджмент

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Содержание
Введение………………………………………………………… 3
1. Стресс жизни. Основные причины………………………. 4
1.1. Организационные факторы………………………………4
1.2. Личностные факторы……………………………………..6
2. Способы борьбы со стрессом………… …………………. 8
2.1 Как человеческий организм реагирует на стресс……….8
2.2 Релаксация………………………………………………… 10
2.2.1 Релаксационные упражнения…………… ……………..11
2.3 Концентрация……………………………………………. ..13
2.4 Ауторегуляция дыхания……………………… ………. 15
Заключение…………………………………………………. . 18
Библиографический список…………………………………..19

Введение
Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами.
В работе даны несколько определений понятия “стресс”. Наиболее широкоупотребимым определением является следующее: ”Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое”. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс.

1. Стресс жизни. Основные причины
Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Читайте также:  Как контролировать ситуацию при стрессе

1.1. Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.
3. Неопределенность ролей .
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса?
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

1.2. Личностные факторы
На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.
Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.
Если мы снова просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные — дистресс, или просто стресс.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

2. Способы борьбы со стрессом
Еще раз вернемся к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)”.
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?
Рассмотрим возможные реакции организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом:
— релаксацию;
— концентрацию;
— ауторегуляцию дыхания.

2.1 Как человеческий организм реагирует на стресс
1. Реакция стресса.
Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая маладаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.
2. Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)
4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять.

2.2 Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье):

— импульс
-стресс
-адаптация.
Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль — человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.
Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Так что же такое релаксация?
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — ля этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

2.2.1 Релаксационные упражнения
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”. Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений.
1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.
4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.
Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).
В заключение мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.
Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

2.3 Концентрация
Неумение сосредоточиться — фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу) , или вечером, перед сном, или — еще лучше — сразу же после возвращения домой.
Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений.
1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.
2. Сядьте на табуретку или обычный стул — только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.
3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы — никакой визуальной информации).
4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:
а) концентрация на счете.
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
б) концентрация на слове.
Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй — на выдохе.
Сосредоточьтесь на “своем” слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату — релаксации всей мозговой деятельности.
6. Выполняйте релаксационно- концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.
7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.
Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде — на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

Читайте также:  Как какому специалисту обратиться если у ребенка стресс

2.4 Ауторегуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:
1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Заключение
Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.
Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.
Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

Список используемой литературы:
1. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: “Дело ЛТД”, 2008.
2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) — Спб, ТОО “Лейла”, 2009.
3.Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 2006.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник

1.1ПОНЯТИЕ «СТРЕСС». ВИДЫ СТРЕССОРОВ.

1.4ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

2.1 НЕПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ)

2.2 ПСИХОГЕННЫЕ (РЕАКТИВНЫЕ) ПСИХОЗЫ

2.3 ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА III. МЕТОДЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА

3.1 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОГО ПОВЕДЕНИЯ

3.2 СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

3.3 ДИАГНОСТИКА СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ

ГЛАВА IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. По данным Всемирной организации здравоохранения

45. всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Каково влияние стресса на человеческий организм?

Продовольственной и сельскохозяйственной комиссией ФАО ООН установлено предельно допустимое количество (ПДК) потребления человеком нитратов в сутки —

50. мг. В странах СНГ для взрослого человека допустимая суточная доза нитратов принята равной 300−325 мг (среднее 312,5 мг), для детей и рассчитывают исходя из 5 мг нитратов на 1 кг массы тела.

Цель исследования — изучить влияние табакокурение на организм человека.

Раскрыть процесс воздействие табакокурения на организм человек.

Актуальность данной работы обусловлена ростом потребления алкоголя в нашей стране, и большим количеством несчастных случаев и преступлений, произошедших и совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

Исследованиями доказано — вред курения в дыме табака содержащим более

3. ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ, Окись углерода, Синильную кислоту, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты,

Мы с восторгом слушаем пение птиц, приятную музыку, вступаем в разговор с другими людьми. Звуковые колебания имеют важное значение не только для человека, но и для животных, которые используют звук, чтобы выжить.

Новизна исследования заключается в том, что данные об отношении к употреблению наркотиков подростков МБОУ СОШ №

1. были получены путём проведения самостоятельного социального опроса, проанализированы и представлены в графическом виде.

Лучшая прфилактика привычки к выпивкеполный отказ от употребления вина с юношеских лет. Те, кто ни разу в жизни не напивался, кто всю жизнь воздерживался от употребления алкоголя, ни разу в жизни не пожалели об этом. Миллионы же пьющих горько сожалеют и раскаиваются в своем пристрастии, но чаще всего это раскаяние у них бывает бесполезным.

Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остро актуальными только в последние десятилетия. Целью настоящей работы является исследование влияния шума на организм человека.

Результаты проведённых экспериментов позволяют определить причины существующих ограничений в правилах приёма энерготоников, а также подтвердить и дополнить уже имеющиеся знания о влиянии энергетических напитков на состояние систем организма человека.

Процесс образования этилового спирта из сырья, содержащего крахмал, заключается в том, что сырье дробят и запаривают перегретым паром при 140−150С до появления густой массы похожей на клейстер. Ее направляют на очищение [1].

Ниже дана цепочка превращений, которые происходят в организме человека при использовании этилового спирта.

1.Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

2.Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 2000.

3.Берн. Э Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных, Симферопль: Реноме, 2000.

4.Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 2003.

5.Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. Наука. М. 2003.

6.Кон И. С. Социология личности. М., 2002.

7.Маклаков А.Г. — Общая психология, СПБ, 2003.

8.Немов Р.С. Психология, М., Наука. 2001.

9.Психология. Учебник./Под редакцией А.А. Крылова. — М.: Проспект, 2000.

10.Рутман Э.М. Как преодолеть стресс, М.: ТОО ТП, 2000.

11.Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 2000.

12.Селье Г. Стресс без болезней. — Спб, ТОО Лейла, 2003.

13.Стресс жизни: Сборник. Л. М. Попова, И. В. Соколов. (Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней).

14.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2001.

15.Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 2000.

источник

Мы решили исследовать проблему стресса, выяснить, как часто люди испытывают нервное перенапряжение или стресс; — выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; — дать рекомендации по снятию стресса.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия

3.3.Причины возникновения стресса;

3.4. Системы органов, на которые влияет стресс;

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

Тема «Стресс, его влияние на человека и способы борьбы с ним».

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже срываются на крик. А некоторые просто нервничают по пустякам и находятся в какой-то паранойе. Знайте же, всё это виноват стресс, который настиг свою жертву незаметно, и теперь эмоционально добивает её, высасывая из неё все силы и здоровье. Возникает вопрос, что такое стресс на самом деле? Почему он возникает и как с ним бороться? Мы решили исследовать эту проблему, выяснить, как часто люди испытывают нервное перенапряжение или стресс; — выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; — дать рекомендации по снятию стресса.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятия

Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1.Провести сравнительный анализ литературных и интернет — источников.

2.Провести опрос среди подростков и взрослых.

3.Полученные результаты оформить в виде памятки.

Актуальность данного исследования очевидна, в наше время все без исключения могут попасть под воздействие стресса. Причиной этого могут являться перечисленные негативные факторы. Например: человек подвергается воздействию окружающей среды. На учёбе или работе очень сильно утомляется. Также причиной может служить то, что он редко бывает на природе и не может позволить себе хорошо отдохнуть даже единственный раз в году. Ещё причиной стресса могут быть конфликтные ситуации на работе, в школе, или ссоры с друзьями, все они тоже отрицательно отражаются на нашем эмоциональном состоянии. Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный анализ, опрос.

Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.

Гипотеза: предполагаем, что стресс — это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием.

Объект исследования – ученики от 15 до 17 лет Междуреченской школы, педагоги, жители посёлка Междуреченский.

Предмет исследования – воздействие стресса на человека.

Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования мы планируем выпустить памятку с здоровьесберегающими советами, рекомендациями.

Первый этап исследования. Изучение физиологии стресса. ( Сравнительный анализ литературных и интернет-источников).

Второй этап исследования. (Анкетирование).

Мы провели анкетирование среди учащихся Междуреченской школы 9-11 классов, педагогов и простых жителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Как вы думаете, что такое стресс?

Мы получили следующие ответы:

  1. Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды;
  2. Раздражительность;
  3. Плохое настроение, которое не улучшается слишком долго;
  4. Усталость;
  5. Расстройство;
  6. Подавленное состояние.

7.Следствие каких – либо переживаний.

2.Подвергаетесь ли вы его воздействию? Если да, то, как часто?

11 – часто подвергаются воздействию стресса;

8 – нет, вообще не подвергаются.

3.Как вы думаете, каковы причины стресса?

1.Конфликты на работе или семье;

2. Раздражает кто-то или что-то,

3.Кризис, нестабильность в стране;

4.Как вы боретесь с этим состоянием?

2. Стараться не думать о плохом, настроить себя, что всё будет хорошо;

4.Играть в компьютерные игры;

5.Физическая или интеллектуальная работа;

6.Занятие любимым делом или хобби;

9.Занятие спортом, спортзал,

10.Хороший фильм или книга.

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизни» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств.

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса».

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости , так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

Первая фаза — стадия тревоги:

Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание — длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

Последняя фаза — болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

3.3. Причины возникновения стресса

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

Читайте также:  Как клетки защищаются от стресса

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим — необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.

3.4.Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:

1.Система кровообращения . Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.

2.Мышцы и кости . Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.

3.Желудочно-кишечная система . Казалось бы, при чем здесь она? Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.

4.Иммунная система . Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.

3.5. Методы защиты от стресса

Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем мы? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.

«Забивая» стресс едой, мы довольны временной передышкой, которую они дают, и не думает о том, чем чреваты для здоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы испытываем на прочность свой организм и не даем ему возможности пополнить свои ресурсы.

Мы боремся с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса. Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы не соблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.

Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, необходим: достаточный сон, рациональная организация труда , общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите о своих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.

Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.

Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Кофе и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.

Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра — все это может существенно помочь.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот перечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1 . Противострессовое дыхание . Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3 . Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение , в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства , покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте , ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите . Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка.

  • По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% — почти каждый день.
  • По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
  • В России, на сегодняшний день, нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения — в состоянии сильного стресса.
  • Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
  • По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
    — Телевизор-46%
    — Музыка-43%
    — Еда-16%
    — Медикаменты-15%
    — Спорт-12%
    — Йога, медитация-2%
  • 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.
  • Многие жители стран «Большой Европы» страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например — 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% — на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

3.7. Полезные советы и рекомендации по борьбе со стрессом.

В нашей работе много сказано о том, какой вред наносят стрессы здоровью людей, но тут же возникает вопрос: «как же бороться со стрессами»? Предупредить события, которые приводят к стрессу, не всегда возможно, но мы можем изменить свою реакцию на них. Каждый человек индивидуален и в зависимости от многих факторов по-разному реагирует на стрессовую ситуацию.
Существует несколько стратегий снятия стресса в зависимости от ситуации:

  • Прежде всего, необходимо проанализировать причины стресса и в дальнейшем постараться свести стрессовые ситуации к минимуму.
  • Ежедневные физические упражнения избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ — эндорфинов.
  • Поможет расслабиться аромотерапия. Специалисты рекомендуют использовать эфирные масла при принятии ванны и массаже. Успокоительным средством послужит для вас фитотерапия в виде чая из ромашки, клевера и липы.
  • Ослабить стресс можно простейшими средствами — вести дневник, смотреть чаще комедии, играть с домашними животными.
  • Рекомендуется также балансировать свои желания и возможности, не преувеличивать трудности, научиться эффективно использовать свое время.
  • Снять стресс помогает и общение с близкими людьми. В любой, даже самой сложной ситуации, всегда можно найти верное решение. Подбадривайте себя и не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям и близким.

В наше время, как оказывается, стресс является болезнью. А болезнь отрицательно сказывается на здоровье, человека его духовном состоянии и благополучии. Поэтому теме стрессов отводится особая, важная, роль. Со стрессами нужно бороться, а еще лучше предупреждать их, но т.к. второе за редким случаем нам удается сделать, к первому нужно отвести особое внимание. Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь.

Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо:

1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой!

2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.

3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие.

4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!

5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они.

6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.

7. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения.

8. Переоцените свои ценности, если необходимо.

9. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.

Так что в завершении своей работы нам бы хотелось дать один большой совет всем : «Живите полной жизнью, ведь она дается один только раз! Не позволяйте негативным моментам влиять на этот дар, боритесь, что есть сил за право полновластно распоряжаться ею!».

Данная работа помогла нам узнать много нового о влиянии стресса на здоровье человека. На основе полученных данных нам удалось дать достаточно полезных советов, соблюдение которых позволит любому человеку сохранить здоровье и продлить свою жизнь.

1.Карен Хорни: «Наши внутренние конфликты», Изд. «ЭКСМО пресс», 2000 г.

2.Е. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» — 1996 год.

3.О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто «Большая книга подросткового психолога», Ростов на Дону «Феникс», 2008 год.

4.А. В Петровский «Общая психология», Москва, 2013 год

5.А. В. Морозов «Социальная конфликтология»., Изд.центр «Академия» — 2002 год.

6.Аксенова Л. В. «Семейная энциклопедия. Психологические тесты 400», ООО ИКЦ «Кредо», 2007 год;

7.П. Д. Павлёнок, М. Я. Руднева «Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения, изд-во «Форум», 2013 год.

8.Ю. В. Щербинина «Речевая агрессия. Территория вражды»., Москва 2005 год.

9.А. А. Леонтьев «Психология общения», Москва «Смысл», 1999 год.

источник