Меню Рубрики

Занятие по стрессу для начальной школы

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

  1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
  2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
  3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
  4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

  • Словесные: беседа, использование отрывка из цикла сказок «Веселый Памси» – «Даже если… Все равно..».
  • Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»
  • Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)

Время проведения: 45–50 минут (1 академический час).

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия.

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.

III. Принятие правил работы группы.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

IV. Информационный блок [1]

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс [1]

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

2. Физиологическая сторона тревожности.

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» [2] (см. приложение 1)

Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.

– Итак, вы указали ситуации тревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)

Рисунок 1. «Когда я тревожусь…»

Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» [2]

– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете (см. приложение 1)

5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» [3]

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» [3]

Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

(В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).

Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение 2).

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

  • Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции [6]

Упражнение 1 «Продумай заранее».

  • Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
  • Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
  • Подумайте, что скажете и что сделаете.
  • Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

  • Сядьте спокойно в комфортной позе.
  • Закройте глаза.
  • Медленно расслабьте мышцы.
  • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

  • Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
  • Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

  • Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
  • Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
  • В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
  • Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

VI. Заключение. Выводы.

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Работа в бланках. (Приложение 1)

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

Читайте также:  Боль в животе и головная боль при стрессе

(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (см. Приложение 2) и просит обращаться к нему, когда необходимо).

Использованная литература:

  1. Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
  2. Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.
  3. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
  4. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.
  5. Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

источник

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ СТРЕСС. Обучение способам снятия стресса.

Харламова Е.Л., учитель начальных классов,

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

  1. Раскрыть понятия «стресс», «стрессоустойчивость».
  2. Развитие способности всегда управлять своими эмоциями, умение выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях.
  3. Обучение способам снятия стресса.

Формы организации работы на занятии: индивидуальная, групповая (3 группы по 4 чел.)

Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.

Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов.

Что же такое стресс? (ответы детей). Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

-Какие факторы (причины) могут привести человека в стрессовое состояние? (распад семьи, неудачи в школе, ссора с другом, переезд, перегрузки, особенности личности, зависимость от вредных привычек)

-К чему может привести стресс? ( Снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний, повышение чувствительности к вирусным заболеваниям, мигрени, повышенному давлению, боли в спине, сахарный диабет, и др.)

— Ребята, а как можно заметить, что человек переживает стресс? (стрессовое состояние).

Навязчивые воспоминания. Человек вынужден вновь и вновь вспоминает пережитое (чаще всего это выражается в ночных кошмарах или грёзах наяву).

Эмоциональный барьер. Многие замыкаются в себе . Таким образом, мозг пытается выстроить защиту от возможных потрясений, как бы говоря : «Мне всё равно». Чаще всего человек просто не в состоянии обсуждать происходящее.

Безысходность. Мир вдруг теряет краски, будущее кажется исключительно мрачным, полным болезней и горестей. Человек просто напросто может забросить работу, жить за счёт своих родственников, плохо спать и находиться в постоянной депрессии.

Крайняя возбудимость. В состоянии стресса организм вырабатывает повышенное количество адреналина, лёгкие перенасыщены кислородом. Поэтому человек страдает от бессонницы, не может сосредоточиться, очень раздражителен и подвержен резким перепадам настроения.

Психологи дают вам ряд антистрессовых советов:

1. Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений, свежий воздух снимут стресс.

2.Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.

3.Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительнопрояснит ее.

4.Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите комедию или вспомните последний анекдот. Смех снимает напряжение и усталость.

5.Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. 6.Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.

7.Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.

8.Старайтесь общаться с друзьями, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

9.Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.

10Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.

11.Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.

Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство к другим.

Вообще, «Любую тревогу нужно перевести в моторный компонент. Тревожно на душе — не надо есть пирожные. Лучше выйти на улицу, подышать свежим воздухом, подвигаться. Тревога — древнейшее ощущение, которое возникает при какой-то опасности. В древности человек убегал от опасности. Вот и нам надо перевести тревожные ощущения в мышечные движения»

Методы лечения и профилактики стрессов.

  1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
  2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
  3. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
  4. Карандаш от нервных стрессов . Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.

— И ещё существует много способов, чтобы снять стресс.

Релаксация «Чудесная поляна» (под музыку)

1. Сядьте удобно и расслабьтесь.

2. Осмотрите всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Закройте глаза.

3. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.

Представьте себе поляну, на которой растёт мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на спине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щёки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку…. Вам хорошо, приятно…. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули? Получилось расслабиться?

Это упражнение снимает напряжение, когда вам плохо, делайте его, очень важно почувствовать и найти свой эталон состояния.

Какие советы вы можете дать, чтобы повысить стрессоустойчивость и как бороться со стрессом?

Я хочу вам подарить притчу . В чем состоит ее смысл, вы решите каждый сам для себя».

«… В одном древнем городе жил мудрец. Его никто не мог перехитрить. Один молодой человек решил проверить мудреца. Однажды, гуляя по полю, он увидел бабочку, и ему в голову пришла идея. «Я поймаю бабочку в ладони. И пойду к мудрецу. Спрошу у мудреца: «Жива ли бабочка в моих руках или нет?» Если он скажет, что бабочка жива, я сожму кулак, и она погибнет. Если мудрец скажет, что бабочка мертва, открою ладонь, и она вылетит на свободу. В любом случае, мудрец окажется не прав.

Поймал бабочку в ладони и пришел к мудрецу. И спросил он мудреца: «Ты великий мудрец и все знаешь, скажи, жива ли бабочка, которую я держу в ладонях?» И мудрец ответил ему: «Все в твоих руках…»

— Ребята, Ваше здоровье, тоже в Ваших руках!

источник

Елена Воронова
Занятие с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов»

Тема: «Профилактика стресса у педагогов».

(Занятие с элементами тренинга).

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов.

1. Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

3. Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

Время проведения: 60 минут.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

2 этап: Разминка «Перебежки».

Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

1. у кого есть брат, сестра;

4. кто сегодня позавтракал

6. у кого серые глаза и т. д.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.

1. Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

Стресс — категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Обсуждение подученных результатов:

1. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нра-вится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

Что такое стресс? Причины его возникновения.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

-физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

-эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

-поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

Причины возникновения стресса.

-неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

-чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

-слишком высокая ответственность;

-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда

(повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д., а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Как быть? Как помочь себе?

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний.

-Какими способами вы избавляетесь от стресса и стабилизируете свое эмоциональное состояние?

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т. д.

2. Спортивные занятия.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

8. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

9. Громко спеть любимую песню.

10. Покричать то громко, то тихо.

11. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12. Смотреть на горящую свечу.

13. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

14. Погулять в лесу, покричать.

15. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Я предлагаю вам сегодня выполнить некоторые упражнения, которые помогут вам отдохнуть сейчас и могут пригодиться вам в будущем.

2. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

3. Упражнение «Дорисуй и передай»

Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Читайте также:  Боль за ушами после стресса

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

4. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте предложенную песню (например «Голубой вагон бежит качается») только звуками, которые я вам буду показывать. Будем петь до тех пор, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

6. Упражнение «Дождь в джунглях»

Давайте встанем в тесный круг друг за другом.

Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

Как вы себя чувствуете после такого массажа?

Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

Поделитесь своими ощущениями и настроением.

7. Упражнение «Найди свою звезду»

Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. (звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. Откройте глаза.

А теперь вырвите из бумаги свою звезду.

Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

Пусть ваши звезды светят вам каждый день, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку.

4 этап: Заключительная часть

Упражнение «До следующей встречи

У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.

Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.

Что вам дало сегодняшнее занятие?

Что будете использовать в дальнейшей жизни

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Практикум с элементами тренинга для специалистов ДОУ «Как помочь себе во время стресса?» Страшен не сам стресс, а отношение к нему. «Все болезни от нервов». Специалисты в этой области объясняют: многие болезни, влияние стрессогигиенных.

источник

Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним. Задачи: 1. Сформировать понятие стресса, выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться. 2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся. 3. Прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Конспект урока для младших школьников

Тип урока: изучение нового

Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

1. Сформировать понятие стресса, выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

3. Прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно — иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связь теории с практикой.

Цель: организация начала урока

Доброе утро, ребята! Рада приветствовать вас на уроке.

Улыбнитесь друг другу присаживайтесь.

Приветствуют учителя и друг друга.

2.Постановка цели и задач урока.

Цель: вместе с детьми сформулировать тему урока и поставить учебную задачу

печаль, и радость, и тревогу.

Посмотрите на доску, прочитайте эпиграф к уроку. (Читают эпиграф)

Как вы понимаете эти слова? (в жизни бывают разные моменты: и радость, и печаль, и горе. Нужно уметь преодолеть, пережить все их.)

Обратите внимание, что я выделила одно слово. Какое это слово? (Тревога)

А что такое «тревога»? (ощущение трудности, когда из-за чего-то переживаешь, становится «не по себе».)

Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки)

Как вы думаете почему я выделила именно это слово? О чем будем говорить сегодня на уроке? О тревоге, о состоянии тревожности).

Какие цели поставим перед собой? Продолжите предложения.

Цель урока познакомиться с… ( с понятием «тревога», ее влиянием на человека)

Узнать о…( о том, как преодолевать тревожные состояния)

Верно. Урок посвящен тому, что такое тревожность и как следует преодолевать

3.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: способствовать развитию познавательной сферы через различные виды заданий, познакомиться с новыми понятиями.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях.

Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. (указывают ситуации, когда испытывали напряжение)

Итак, вы указали ситуации тревожности.

Как вы думаете, к чему приводит такое состояние? (растерянность, плач, боязнь)

Итак, люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Дадим научное определение понятию «стресс».

Итак, стресс – это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).

Какой вывод можно сделать? (Постоянное пребывание в состоянии тревоги ведет к состоянию повышенного напряжения, т.е. к стрессу)

Цель: Применить полученные знания при решении задачи

Верно. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску

указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями, переедание, ругань).

(Доска разделена на две колонки (без названия). По мере высказывания детей на доске появляются записи: сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – первая колонка. Переедание, ругань-вторая колонка.)

Итак, у нас получилось 2 колонки.

Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? (нет)

Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Способы, которые приносят вред.)

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (подписывать колонку)

Как назовем вторую колонку? (подписать) (нездоровые способы)

Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? (Здоровые, т.к. они помогают справится с напряжением и не наносят вред организму).

Какой вывод сделаем? (Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье).

У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

(Работа в парах! Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий,, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски)

Получилось выполнить упражнение?

Высказывают свое мнение, впечатления от выполнения упражнения.

Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Выполним несколько упражнений, которые помогу вам преодолеть напряженные ситуации.

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

• Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

• Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

• Подумайте, что скажете и что сделаете.

• Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

«Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Что почувствовали во время выполнения упражнения?

(На столе разложены карточки с эмоциональными состояниями и жизненными событиями. Учащиеся по очереди вывешивают карточки соответствующие друг другу на доску по колонку).

I. Эмоциональные состояния и чувства.

• Страх, напряжение, смелость.

• Агрессия, раздражение, гнев.

• Радость, счастье, влюбленность.

• Беспокойство, тревога, отчаяние.

• Грусть, расстройство, депрессия.

• Поступление в школу. Смена школы. Окончание школы.

• Экзамены. Выдающееся личное достижение. Успех. Неудача. Поражение.

• Конфликт с родителями, друзьями, учителями.

• Значительные изменения в режиме дня, питании. Болезни.

• Отпуск. Новые впечатления. Путешествия.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют? (Перечисляют способы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые, внимание на доску.

Способы борьбы со стрессом

1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.

3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).

4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.

5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.

6. Занимайся физкультурой и спортом.

7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.

9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

5.Работа в парах. Поработаем в парах. Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса.

(Работают в парах, «защищают» свою работу у доски).

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: подвести итог урока, дать качественную характеристику деятельности всех учащихся на уроке, а также провести этап самооценки работы каждого ученика на уроке.

С каким понятиями мы сегодня познакомились? (Тревожность, стресс).

Что же такое стресс? (Длительное пребывание человека в состоянии тревожности, реакция организма человека на напряженные, сложные ситуации).

Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

Какие способы вы выберите? (Перечисляют способы, с которым познакомились на уроке)

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

источник

Тема занятия: «Стресс. Способы выхода из стресса».

Класс: 4 класс.

Цель: показать обучающимся необходимость заботиться о своем эмоциональном и физическом здоровье, учиться справляться с плохим настроением.

1.Формирование умений находить необходимую информацию, пользоваться словарем;

  1. Обучение учащихся элементарным приемам снятия стрессовых состояний, усталости; управлять своим эмоциональным состоянием; разучивание комплекса дыхательных упражнений.
  2. Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье; формировать у ребят умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Читайте также:  Боль в желудке на эмоциональном стрессе

4.Развивать первоначальные умения делать умозаключения и выводы.

5.Воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание.

Планируемые результаты:

Личностные УУД : учащиеся научатся понимать, что здоровье – главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь.

Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, применять в жизни полученные знания и советы.

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственные мнения и позицию, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Тема занятия: «Стресс. Способы выхода из стресса».

Цель: показать обучающимся необходимость заботиться о своем эмоциональном и физическом здоровье, учиться справляться с плохим настроением.

Формирование умений находить необходимую информацию, пользоваться словарем;

Обучение учащихся элементарным приемам снятия стрессовых состояний, усталости; управлять своим эмоциональным состоянием; разучивание комплекса дыхательных упражнений.

Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье; формировать у ребят умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Развивать первоначальные умения делать умозаключения и выводы.

Воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание.

Личностные УУД : учащиеся научатся понимать, что здоровье – главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь.

Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, применять в жизни полученные знания и советы.

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственные мнения и позицию, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование: столы, проектор, презентация, видеоролик, бумажные листы, ручка, памятки – помощники, толковый словарь.

Методы и формы проведения: беседа, групповая работа, структуры сингапурской методики, музыка «Релакс»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать!

Определите, какие чувства испытывают мальчики на фотографиях. (слайд 1).

Постановка проблемы занятия (цель: учить самостоятельно добывать необходимые знания, пользоваться словарем)

Мы всегда будем стремиться к настроению, которое испытывает этот мальчик: радость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе. А сейчас поговорим о стрессе. Что такое стресс? (ответы детей, предположения) Найдем точный ответ на этот вопрос в толковом словаре.

Стрессовые ситуации являются нормальными и допустимыми в современной жизни. Небольшой стресс может быть полезен для человека, но чрезмерное нервное напряжение грозит появлением серьезных расстройств и болезней.

По каким причинам, из-за чего люди испытывают стресс?

Участники группы громко проговаривают слово, по их мнению, являющееся причиной стресса, записывают на 4 листках 4 слова его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх.

— По вашему мнению, все, что вы произнесли и написали на листочках, это является причиной стресса. 1 стол проговаривает эти слова.

Решение проблемы (цель: формировать умение искать и находить решение проблемы)Работа в группах.

Какими способами можно легко выйти из него? Этих способов очень много.

Вы выберите один из способов и подготовите выступление с помощью памяток – помощников: «Занимайся спортом», «Чаще улыбайся», «Плач на здоровье», «Слушай музыку», «Пешая прогулка», «Еда в радость». Обучающиеся готовятся к выступлению перед классом, демонстрируют варианты способов выхода из стресса.

Улыбка – это самый простой и быстрый способ улучшить настроение. Как правило, улыбка является результатом хорошего настроения. Но на самом деле улыбка – это результат сложных химических реакций. Хорошее настроение способствует выработке эндорфина, всем известного «гормона счастья». Результатом повышения уровня эндорфинов является ощущение блаженства, радости и эйфории. Секрет улыбки заключается в том, что бы заставить мозг вырабатывать этот гормон тогда, когда нам плохо. Именно улыбка и запускает этот процесс – мозг вырабатывает гормоны радости, которые непосредственно влияют на эмоциональное состояние (все дарят друг другу улыбки)

Ученые обнаружили: наши слезы – надежное лекарство от стресса. Вы не в состоянии выдавить из себя ни слезинки? Тогда можно покричать как можно громче, пока не сбросите накопившееся напряжение. Громоподобный крик – не средство устрашения. А всего лишь психологическая замена слезам.

Еще одним способом поднять настроение, является прослушивание любимой музыки. Музыка — пожалуй, одно из самых важных изобретений человечества. Слушайте то, что нравиться вам, не важно какой это стиль, постарайтесь расслабиться и забыть о всех проблемах. Эффективно так же прослушать композиции, с которыми связаны приятные воспоминания, прослушивание веселой музыки.

Утренняя гимнастика, пробежка, тренировка в спортзале – все это способствует улучшению и физического и эмоционального состояния. Конечно же, перенапрягаться и доводить себя до изнеможения не стоит, это никак не улучшит настроение. Но завести привычку ежедневных упражнений будет очень полезно. Стоит освоить дыхательную гимнастику, даже несколько минут в день таких упражнений благоприятно отразятся на настроении и общем состоянии.

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Каждый человек должен научиться правильно дышать и овладеть дыхательной гимнастикой ( выполняют все участники)

«Пешая прогулка» Отправляйся в лес! Прогулка на природе порой не хуже, чем поход к врачу! Целебная сила природы поможет и телу и душе!

— Деревья оказывают на человеческий организм благотворное влияние. Они очищают воздух от ядовитых примесей и выделяют необходимый для жизни кислород. Но и это еще не все, что могут дать нам деревья.

Рябина. Рядом с такими деревьями лучше всего гулять…лентяям. Рябина тонизирует и мобилизует. Сосна. Она возвращает душевное равновесие. Прогулка по сосновому бору снимает стресс и усталость, стимулирует работу сердца. Если вы в течение нескольких дней будете прикасаться к стволу сосны, то укрепите иммунитет, напитаетесь положительной энергией.

Существует ряд продуктов питания, которые успешно помогают бороться со стрессом.

— Общеизвестно, что шоколад, лучший помощник в трудных ситуациях. Шоколад – богатейший источник химических веществ, улучшающих настроение. Сладкий вкус и кремовая консистенция шоколада вызывают выработку эндорфинов – «гормонов счастья». Употребление его в разумных количествах, способно вызвать чувство удовлетворения и радости, утолить боль и снять печаль.

— Замечательно помогут мозгу справиться с напряжением цитрусовые. Они богаты природными сахарами и витамином С, кроме этого аромат цитрусовых оказывает бодрящий эффект.

— Миндаль следует вносить в антистрессовый рацион. Эти орешки поддерживают хорошее настроение и способствуют умственному тонусу.

— Йогурты натуральные борются за ваше хорошее настроение с помощью аминокислоты и других составляющих, оказывают успокаивающее действие.

источник

Педагог-психолог средней школы № 53 г.Ульяновска
Полякова С.В.
Тренинг для педагогов школы по теме:
«Профилактика стресса у
педагогов.»
Цель занятия: Профилактика стресса у учителей, пути выхода из
стрессовых ситуаций, использование внутренних ресурсов педагогов
для решения проблем.
Задачи:
1. Способствовать приобретению педагогами навыков анализа
стрессовых ситуаций и путей выхода из них.
2. Выявить и активизировать внутренние ресурсы у педагогов для
решения проблем.
Продолжительность: 70 минут.
Количество участников: 10-12 человек.
Оборудование: стулья по количеству участников, столы, писчая бумага,
цветные карандаши, мячик, буклеты «Как выйти из стресса или не
заходить в него вообще».
Приёмы, методы: мозговой штурм; арт-терапия, рефлексия
Упр.1 «Приветствие» (5 мин.)
Цель упражнения: сплочение группы.
Ведущий: Давайте сейчас скажем «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» и представимся
друг -другу таким образом: каждый из вас называет свое имя и
заканчивает предложение:
Меня зовут…. никто не догадывается, что я……….!
Ведущий: Мы сейчас узнали нечто новое друг о друге, что может нам
помочь продуктивно работать сегодня.
Упр.2 «Ситуации, которые мы не выбираем» (10 мин.)
Цель упражнения: Выявить наиболее часто встречающиеся ситуации,
вызывающие стрессовые состояния.
Ведущий: В настоящее время чаще всего слово «стресс» встречается
не столько в медицинском, сколько в психологическом смысле.

Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями
и возможностями, длительные перегрузки, конфликты в семье и т. д. –
все это может разрушить даже самый сильный организм. Недаром
говорят – все болезни от нервов.
Участникам необходимо объединиться в группы и записать ситуации,
которые, по их мнению, вызывают стрессовое состояние. Затем
участники зачитывают то, что они написали. Общим мнением
выявляются наиболее часто встречающиеся ситуации. Рефлексия:
Что вы чувствовали, когда вспоминали данные ситуации?
Что вы почувствовали, когда узнали о похожих ситуациях у других?
Упр.3 «Вверх по радуге» (5 мин.)
Цель упражнения: Стабилизация эмоционального состояния.
Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и
представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по
радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение
повторяется трижды.
Упр.4 «Настроение»(15 мин.)
Цель упражнения: Научить переносить негативное эмоциональное
состояние на рисунок.
Оборудование: цветные карандаши и чистые листы бумаги.
Ведущий: Представьте ситуацию стресса. Расслабленно, левой рукой
нужно нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна,
фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания,
выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии
с настроением. Затем надо попробовать «перенести» свое грустное
настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок
закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов,
отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок,
как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и
эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно
эмоциональное состояние переносится на рисунок.
Рефлексия:
Что вы чувствовали, когда рисовали?
Что вы почувствовали, когда разорвали рисунок?
Ваше настроение изменилось?

Упр.5. «Стряхни» (5 мин.)
Цель: Научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций.
Ведущий. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и
начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте,
как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о
самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги –
с носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь
неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.
Упр.6 «Выявление ресурсов» (15 мин.)
Цель упражнения: Выявить качества, навыки, способности участников,
которые могут быть использованы для выхода из стрессовых ситуаций.
Ведущий: Все люди обладают какими-либо ресурсами – это навыки,
способности, интересы, достойные восхищения черты характера и т.д.
Они могут быть в той или иной степени использованы при разрешении
проблемы.
Участники объединяются в подгруппы, каждому участнику дается
задание вспомнить ситуацию успеха и рассказать о ней. Другие
участники подгруппы должны внимательно выслушать рассказ и затем
записать те ресурсы (качества, навыки, способности, интересы) при
помощи которых удался успех. Упражнение выполняется до тех пор,
пока каждый участник подгруппы не расскажет свою ситуацию успеха.
Затем идёт обсуждение выявленных ресурсов.
Рефлексия:
Что вы чувствовали, когда выслушивали ситуацию успеха участников?
Что вы почувствовали, когда вспоминали свою ситуацию?
Упр.7 «Я учусь у тебя» (10 мин.)
Цель упражнения: Помочь каждому обрести поддержку и в то же время
подчеркнуть свою индивидуальность.
Оборудование: мячик
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со
словами: «Я учусь у тебя…» (называется личное качество данного
человека, которое действительно обладает ценностью,
привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде
всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно
научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик
другому участнику.

Ведущий: Я хочу вам подарить ещё одно упражнение-методику,
которое вы можете проводить в первые минуты урока или
периодически в течение всего урока. Это упражнение
«Психоэнергетический зонтик» формирует способность контролировать
ситуацию в классе.
Учитель встает перед ребятами, желательно в центре классной
комнаты, и в процессе объяснения урока старается представить, что
над классом образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех
учеников. Цель учителя: уверенно и крепко держать ручку этого
«зонтика» на протяжении всего урока.
Рефлексия(5 мин.)
Каждый участник тренинга по кругу продолжает фразу: «Неожиданным
для меня сегодня было…».

Чтобы лучше преодолевать стрессовые
ситуации, надо:
– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без
агрессивности,
– определять проблемы, ставить цели и искать пути их
решения,
– прислушиваться к собственным потребностям и
заботам,
– стараться выполнять принятые решения.
Учитесь эффективно использовать время.
Здесь важно следующее:
– выделять приоритетные
– назначать реалистические
– делать самое важное или
когда больше всего сил,
– предвидеть стрессовые
заранее готовиться к ним,
– всегда оставлять время для себя,
– не брать на себя слишком много,
– поручать часть дел другим,
– делать всё по очереди.
задачи,
сроки,
трудное,
ситуации и
Взаимоотношения с людьми
Общение может снимать стресс, и приводить к нему.
Старайтесь:
– беречь интимные отношения,
– развивать общительность,
– замечать чувства окружающих и не смешивать их с
собственными,
– поддерживать контакты с друзьями,
– подбадривать окружающих.
Помощь и поддержка
Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:
– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,

– не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или
специалистам.

источник