Меню Рубрики

Значение стресса для адаптации организма

Процесс адаптации связан с формированием общего адаптационного синдрома (ОАС) — комплекса реакций, возникающего в целостном организме под действием различных повреждающих факторов и обеспечивающего приспособление организма к данным условиям [1] .

Общий адаптационный синдром — неспецифическая реакция организма на разнообразные сильнодействующие факторы, в том числе и факторы среды, запускающие формирование срочной адаптации. Интенсивность ОАС зависит от силы действующего фактора. Общий адаптационный синдром нередко обозначают как стрессреакцию. Стресс — это комплекс физиологических реакций, возникающих в организме человека и животных под действием стимула, несущего угрозу — стрессора.

Проявления стресса (триада Селье):

  • • увеличение массы надпочечников;
  • • инволюция (обратное развитие) тимуса и лимфатических узлов;
  • • появление кровоточащих язв в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Общий адаптационный синдром проходит ряд стадий развития (рис. 14.3):

Рис. 14.3. Стадии стресса по Г. Селье

  • • стадия тревоги (alarm reaction). Разделяется на две фазы: шок и противоток. Шок характеризуется торможением активности ЦНС, снижением АД, мышечного тонуса, температуры тела, уровня глюкозы в крови, сопротивляемостью организма и т.д. Противошок характеризуется повышением резистентности организма и мобилизацией функциональных его резервов (срочная фаза адаптации);
  • • стадия резистентности — характеризуется максимальной устойчивостью организма к стрессору, формированием долговременной адаптации и системного структурного следа;
  • • стадия истощения — возникает при действии сильных и длительных стрессоров, которые приводят к истощению функциональных резервов организма, после чего он, как правило, погибает. Стадийность в развитии ОАС прослеживается при хроническом

действии стрессора на организм. Наиболее острые явления происходят во время стадии тревоги. Именно в этот период секретируется наибольшее количество катехоламинов и глюкокортикоидов (важнейший из них у человека — кортизол). В этой стадии могут развиться и наиболее опасные для организма повреждения, которые весьма часто сопутствуют стрессу. В стадии тревоги в связи с выбросом в кровь большого количества глюкокортикоидов подавляется воспалительная реакция, но обший уровень сопротивляемости организма снижен. Если стрессор продолжает действовать, острые явления исчезают и организм переходит в фазу резистентности. В этот период гормоны секретируются в меньших количествах, но резистентность организма к различным повреждениям в этот период повышена. В третьей стадии сопротивляемость снижается, и это уже свидетельствует о печальном прогнозе. Когда речь идет о резистентности, имеется в виду прежде всего сопротивляемость неспецифическая. Организм, переживший стресс, становится устойчивым не только к тому фактору, который вызвал стресс, но и к некоторым другим. Механизм развития стресс-реакции представлен на рис. 14.4.

Рис. 14.4. Механизм формирования ОАС (стресса)

Гормоны, выделяемые при стрессе, оказывают многообразное действие на организм. Один из основных эффектов кортизола — повышение уровня сахара в крови за счет стимуляции глюконеоге- неза — синтеза глюкозы из неуглеводных источников, в частности из аминокислот. Концентрация глюкокортикоидов в крови во время стресса может возрасти в десятки раз.

Наряду с этим, во время стресса активируется симпатическая нервная система и усиливается выброс в кровь из мозговой зоны надпочечников катехоламинов — адреналина, норадреналина. Под влиянием катехоламинов идет распад гликогена в печени и в крови повышается концентрация глюкозы. Кроме того, адреналин является сильным липолитическим фактором, стимулирующим распад жира с образованием свободных жирных кислот. Основной эффект катехоламинов — мобилизация энергетических и структурных резервов организма, и в этом смысле они работают синергично с глюкокортикоидами (рис. 14.5).

Рис. 14.5. Основные эффекты глюкокортикоидов и катехоламинов при стрессе

Значение стресса, очевидно, заключается в том, что после пережитой «встряски» организм приобретает резистентность к самым разнообразным факторам. Ну и, наконец, стресс, как полагает Ф.З. Меерсон, за счет своего катаболического эффекта может стимулировать и процесс деадаптации, т.е. стирание старых, утративших свое значение системных структурных следов. Схема развития адаптации представлена на рис. 14.6.

Стресс, как правило, вызывает образование язв в ЖКТ, очаги повреждений можно обнаружить и в сердечной мышце — и у стресси- рованных животных, и у стрессированных людей. Сильное эмоциональное потрясение на фоне, казалось бы, полного здоровья зачастую вызывает развитие тяжелого инфаркта. Инфаркт можно вызвать искусственно, вводя экспериментальным животным чрезмерно высокие дозы адреналина. Что же является основой всех этих повреждений вне зависимости от места их возникновения? Весьма грубая «картина» событий, приводящих к подобному итогу, приведена на рис. 14.7.

Начальным этапом является тканевая ишемия, одной из причин которой может быть сосудистый спазм, вызванный активацией симпатической нервной системы и высоким уровнем катехоламинов в крови. Недостаток кислорода инициирует образование активных кислородных метаболитов (АКМ), отличающихся огромной

Рис. 14.6. Схема формирования адаптации (по Ф.З. Меерсону, 1986)

Рис. 14.7. Механизм развития морфофункциональных изменений в организме при стрессе

реакционной способностью. Несмотря на достаточно короткий период их существования, АКМ успевают прореагировать с липидами биомембран, образуя так называемые продукты перекисного окисления липидов (ПОЛ). Эти продукты, обладая детергентными свойствами, способны заметно нарушать свойства биомембран: меняется их текучесть, нарушается проницаемость для ионов натрия и кальция. Увеличение натриевой проницаемости приводит к деполяризации мембраны, что еще в большей степени усиливает проницаемость мембраны для кальция. Появление кальция в клетке активирует целый ряд ферментов, в том числе и фосфолипазы. Фосфолипазы еще больше усиливают деградацию мембранных фосфолипидов, что может завершиться дезорганизацией клетки и ее гибелью. Под влиянием фосфолипаз могут разрушаться лизо- сомы, содержащие весьма активные протеазы, появление которых в цитоплазме ускоряет процесс гибели клеток. Именно в результате развертывания подобного негативного «сценария» и появляются язвы на слизистой желудка и ДПК и очаги некроза (инфаркты) в сердце.

Увеличение образования активированных кислородных метаболитов — один из наиболее важных патогенетических моментов, составляющих основу появления негативных последствий стресса. Супероксидный анион — наименее активный продукт из семейства АКМ. Тем не менее в процессе взаимопревращений из него возникают и более активные формы кислорода: синглетный кислород, пергидроксильный радикал, гидроксильный радикал, перекись водорода. Образование супероксид-аниона стимулируется в клетках, испытывающих гипоксию. В митохондриях он возникает при участии НАД • Н дегидрогеназы и убихинона.

У человека стресс наиболее часто возникает на фоне эмоциональных переживаний и практически всегда, когда они сочетаются со страданиями физическими. Все патологии условно можно разделить на три группы: нарушения психического здоровья, которые затем реализуются в психосоматические нарушения; заболевания, сопровождающиеся различными морфофункциональными повреждениями (формирование язв, инфаркты); патологии, связанные с подавлением иммунной системы, — это рост опухолей и развитие инфекций (рис. 14.8).

Рис. 14.8. Негативные последствия эмоционального стресса

Подводя итог, необходимо отметить, что негативные последствия стресса — это довольно обширный список патологий, возникающих как в ближайшем постстрессовом периоде, так и в отдаленном будущем.

Несмотря на высокую степень патогенности стрессовых ситуаций, они не всегда сопровождаются развитием заболеваний, особенно тех, которые протекают с повреждением тканей. Для большинства стрессовых ситуаций средней напряженности правилом на выходе скорее является благополучный исход, а не болезнь. Такой исход обеспечивается существованием в организме механизмов, в значительной степени ограничивающих возможное повреждающее воздействие стресса. Эти механизмы составляют так называемые стресс-лимити- рующие системы организма.

Стресс-лимитирующие системы организма. К этим системам относится прежде всего группа веществ, в значительной степени ограничивающая негативное воздействие АКМ на организм. Механизм их защитного действия самый разнообразный. Самый простой способ — брать на себя свободные электроны, как это делают токоферол- хинон и витамин Ку Другой способ — выводить уже образовавшиеся супероксид-анионы. Таким свойством обладает метионин. Стероиды, токоферол и тироксин могут связывать продукты ПОЛ.

Стадия резистентности, развивающаяся вслед за стадией тревоги, сопровождается не только повышением устойчивости к действию любых стрессоров, но и уменьшением интенсивности проявлений самой стресс-реакции. Так, при повторяющихся стрессорных воздействиях можно обнаружить снижение реагирования сердечно-сосудистой системы на действие раздражителя: снижается частота сердечных сокращений, уменьшается величина подъема АД. Эта более умеренная реакция на стимулы прежней величины протекает на фоне уменьшения и гормонального ответа: в кровь выбрасывается меньшее количество катехоламинов и глюкокортикоидов. Подобное снижение уровня гормонов в крови можно было бы объяснить истощением их запасов. Однако в ответ на введение экзогенного АКТГ количество выбрасываемых в кровоток глюкокортикоидных гормонов остается на прежнем уровне. Повышенным остается и запас катехоламинов в надпочечниках. Следовательно, снижение ответа на стрессор реализуется на уровне центральных тормозных механизмов.

Другим эффектом, снижающим интенсивность реагирования во время стресса, а стало быть, и уменьшающим степень стрессовых повреждений, является явление десенситизации, что в буквальном переводе означает «потеря чувствительности» и представляет собой снижение чувствительности на адреналин. Основу уменьшения ответа на гормон составляет уменьшение количества рецепторов к гормону. В опытах на белых крысах, цель которых и состояла в определении количества Р-рецепторов в мозге в процессе повторных элек- троболевых воздействий, было установлено, что в гипоталамической области количество рецепторов снизилось на 50%, а в коре мозга — на 25%.

Как уже было отмечено, снижение интенсивности реагирования на стрессоры, по всей видимости, опосредуется через тормозные ме- диаторные системы мозга, в число которых входит прежде всего ГАМК-эргическая система. Для того чтобы выяснить, действительно ли это так, необходимо было установить, меняется ли активность этой системы у животных, переживающих стресс. Наиболее часто в экспериментах подобного рода применяется так называемый эмоционально-болевой стресс (ЭБС), когда на фоне безвыходной ситуации и полного отсутствия у животных информации о путях избегания неприятной ситуации, им еще наносится удар электрическим током. Как оказалось, в этих условиях у экспериментальных крыс возрастала активность глутамат-декарбоксилазы — основного фермента, участвующего в процессе синтеза ГАМК. На фоне увеличения синтеза интенсифицируется и деградация медиатора с помощью фермента ГАМК-трансаминазы, активность которой возрастала в 2,5 раза. Но наиболее важными экспериментами, показавшими роль ГАМК в реализации защиты организма от повреждающего воздействия стресса, явились опыты с введением экзогенного активного метаболита этой системы — гамма-оксимасляной кислоты (ГОМК), которая, что очень важно, хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер. В результате удалось установить, что в отличие от контрольных животных, у которых в 100% после ЭБС развивались язвенные поражения желудка, у 28% крыс, которым за полчаса до ЭБС вводился ГОМК, язвы не возникали, а у остальных величина язвы была в 3 раза меньше, чем у контрольных животных.

Примерно такая же логика использовалась и при подготовке экспериментов, в которых проверялось, насколько могут быть задействованы эндорфины и энкефалины в ослаблении повреждающего воздействия стресса на организм. Их участие становилось особо вероятным в связи с открытием анальгезирующего эффекта этих пептидов. Отмечено увеличение уровня энкефалинов (активных производных эндорфинов) в полосатом теле и других отделах мозга. Следует также отметить, что различные анальгетики, в том числе и препараты морфина, давно применяются в медицинской практике с целью предупреждения тяжелых последствий болевого шока при травмах и инфаркте миокарда.

Великолепным антистрессовым действием обладает сон. Это физиологическое состояние самым естественным образом снимает напряжение и обладает выраженным лечебным эффектом. Стресс- лимитирующим действием обладают и некоторые эндогенные гуморальные продукты, вызывающие сон, например пептид, индуцирующий дельта-сон.

Наконец, установлено, что вещества из группы простагландинов могут в значительной степени ослаблять эффекты катехоламинов, модулируя их влияние за счет того, что они могут ингибировать образование циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), который, как известно, является вторичным посредником, количество которого в клетке резко возрастает после образования гормон-рецепторного комплекса.

Приведем перечень антистрессовых систем:

  • • ГАМК-эргическая система (ГАМК —» ГОМК —» торможение активности гипоталамуса);
  • • эндогенные опиаты (из бета-липопротеинов);
  • • простагландины (ПГЕ снижают чувствительность тканей к катехоламинам);
  • • антиоксидантная система (супероксиддисмутаза вит. Е, цистеин, цистин);
  • • парасимпатическаясистема:

умеренная физическая нагрузка; мышечная и психическая релаксация; медитации;

диафрагмальное дыхание (дыхательная гимнастика); рациональное и регулярное питание (овощи, фрукты);

источник

Когда говорят о стрессе, то всегда подразумевают его негативное воздействие на человека. Однако даже основоположник теории стресса Ганс Селье выделял полезные и вредные виды стресса — «эустресс» и «дистресс». В чем же состоит опасность и польза стресса?

Стрессом называют неспецифическую системную адаптивную реакцию организма на новизну. Любое отклонение от привычных условий существования вызывает стресс. Причем на самые разные физические и психические воздействия наш организм реагирует сходным образом. При боли, голоде, страхе, ярости, на жаре и на холоде из мозгового слоя надпочечников в кровь выделяется адреналин.

Стресс непосредственно связан с памятью, сном, обучением, репродуктивным здоровьем, старением, работой иммунной, мышечной и эндокринной систем. Эта реакция формировалась в течение сотен миллионов лет, когда основными стрессорными стимулами были ситуации, представляющие непосредственную угрозу существованию. Поэтому бóльшая часть изменений при стрессе повышает готовность организма к схватке, то есть к мышечным нагрузкам и возможному ранению. Стрессы же современного человека редко бывают связаны с реальной опасностью для жизни. Многие стрессовые реакции утратили свое приспособительное значение и поэтому наносят вред физическому и психическому здоровью человека.

Биологическое адаптивное значение стресса состоит в мобилизации ресурсов различных систем организма, направленных на сохранение жизни. О том, что организм длительное время находится под воздействием хронического стресса, можно судить по трем характерным симптомам. Этот симптомокомплекс Ганс Селье назвал генерализованным адаптационным синдромом, а впоследствии он получил название неспецифической реакции стресса или триады Селье.

Во-первых, увеличивается корковый слой надпочечников, которые выделяют адреналин и глюкокортикоиды. Эти стрессорные гормоны имеют противовоспалительную и иммуноподавляющую активность, поэтому второй характерной реакцией на длительный стресс служит уменьшение лимфатических структур и ослабление иммунитета. В связи с этим хронический стресс зачастую сопровождают инфекционные заболевания. В-третьих, под действием адреналина появляются язвы на слизистой оболочке желудка.

Для облегчения убегания от опасности происходит эвакуация содержимого прямой кишки и мочевого пузыря. Этот феномен хорошо известен под названием «медвежья болезнь»

Следует особо подчеркнуть, что ущерб здоровью наносит не сам стресс, а неблагоприятные изменения условий существования, к которым человеку не удалось приспособиться или избежать их прежде, чем защитные ресурсы организма оказались исчерпаны. При этом следует отметить, что умеренные стрессы неизбежны и необходимы для нашего развития и существования.

Физиологические реакции при стрессе направлены на оптимизацию приспособлений к изменениям в окружающей среде. При стрессе расширяются бронхи, повышаются частота и глубина дыхания, поскольку от снабжения кислородом тканей зависит работоспособность организма. Усиливается кровоток, направленный к органам, необходимым для борьбы за жизнь, — сердцу, легким и скелетным мышцам. Одновременно сужаются кровеносные сосуды, расположенные близко к поверхности кожи, идущие к внутренним органам. Поскольку во время внезапного стресса человеку явно не до еды, то прекращаются моторика пищеварительного тракта и его секреторная активность.

Мотивации, не связанные с потенциальной борьбой за сохранение жизни, отходят на второй план — в частности тормозятся пищевое и репродуктивное поведение

Для облегчения убегания от опасности происходит эвакуация содержимого прямой кишки и мочевого пузыря. Этот феномен хорошо известен под названием «медвежья болезнь». При этом почки перестают вырабатывать мочу — так создается резерв жидкости в организме, который пригодится в случае ранения для восстановления объема крови. Наблюдается пилоэрекция, то есть волосы на коже «встают дыбом». Эндокринологические стрессовые реакции проявляются в усилении секреции адреналина, норадреналина, кортиколиберина, кортикотропина, глюкокортикоидов, эндогенных опиатов и вазопрессина. При этом тормозится секреция инсулина, гормона роста и гонадолиберина.

Одними из главных показателей стресса считают изменение секреции кортизола. Однако этот гормон активно секретируется при любой физической нагрузке, а также при мышечной работе, изменении температуры окружающей среды, то есть в условиях, когда организм нуждается в интенсификации углеводного обмена. Стресс сопровождается усилением глюконеогенеза и повышением концентрации глюкозы в крови, клетках мозга, сердечных и скелетных мышцах.

Изменения поведения всегда начинаются с увеличения тревожности, которая сопровождается активацией сенсорных систем. Обостряются все чувства, поскольку необходимо собрать как можно больше информации о новой ситуации. Резко возрастают внимание и способность к запоминанию, чтобы повторение этой ситуации впредь не оказывало стрессорного воздействия. Изменяется состояние моторики — человек становится более подвижным или, наоборот, скованным, в зависимости от его психологического типа.

Боевые действия, стихийные бедствия, общественное или сексуальное насилие вызывают травмирующий стресс и являются причиной посттравматических расстройств

Стрессогенность возрастает при дефиците времени, которое нужно для решения проблемы. Время необходимо для поиска ключевого стимула, что позволит характеризовать ситуацию как знакомую, и для выбора наиболее подходящей программы поведения. Недостаток времени усиливает субъективную новизну ситуации и повышает уровень стресса. К сожалению, одной из систем, подавляемых стрессом, является рациональное логическое мышление. Величина стресса определяется не только формальной новизной ситуации, но и ее биологической значимостью.

Мотивации, не связанные с потенциальной борьбой за сохранение жизни, отходят на второй план — в частности тормозятся пищевое и репродуктивное поведение. Все эти процессы требуют энергии, которую организм перенаправляет на спасение жизни. При стрессе тормозятся процессы роста, дифференцировки и регенерации. Регулярные стрессорные нагрузки приводят к болезням соответствующих систем, особенно у детей и подростков, у которых процессы роста и дифференцировки тканей еще не завершены.

Особо разрушительное воздействие на организм человека оказывает неконтролируемый стресс. К нему невозможно приспособиться, избежать и предсказать его возникновение и/или прекращение. При непредсказуемости изменений в окружающей среде развивается тяжелая стрессорная реакция, зачастую приводящая к депрессии и смерти. Стресса невозможно избежать, если неприятный стимул действует в течение продолжительного времени, поскольку адаптивные возможности организма не беспредельны.

Читайте также:  Зуд на фоне нервного стресса

У городских и деревенских жителей кардинально отличаются нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса, а именно активность миндалин и лимбической системы головного мозга

Боевые действия, стихийные бедствия, общественное или сексуальное насилие вызывают травмирующий стресс и являются причиной посттравматических расстройств. У человека, пребывающего в условиях боевых действий непрерывно на протяжении более 6 мес, вследствие хронического стресса психические изменения становятся необратимыми. Механизмы возникновения стресса отличаются у городских и сельских жителей. Горожанам приходится ежедневно сталкиваться с гораздо бóльшим количеством стрессовых ситуаций, поэтому у них значительно чаще возникают всевозможные нарушения психики, тревожные неврозы, аффективные расстройства, депрессия, склонность к насилию и шизофрения.

В то же время деревенский житель, приехавший в город, из-за непривычного воздуха, зрительных, слуховых, обонятельных раздражителей, необычного стиля социальных контактов тоже подвергается сильному стрессу. Установлено, что у городских и деревенских жителей кардинально отличаются нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса, а именно активность миндалин и лимбической системы головного мозга.

Избавиться от стресса невозможно, да и не нужно. Ведь перемены бывают приятными, и такой стресс приносит несомненную пользу. При стрессе, среди прочего, происходит усиленное выделение эндогенных опиатов — энкефалинов и эндорфинов. Эти вещества подобно их растительным аналогам вызывают эйфорию. Именно с повышением их секреции связаны положительные эмоции при стрессе.

Несмотря на то что стресс может причинять вред здоровью, в целом стрессорная реакция направлена на повышение приспособленности организма. Даже к сильному и неприятному воздействию возможно адаптироваться, если оно возникает периодически и последовательно. Со временем выраженность стрессорной реакции уменьшается, так как стимул утрачивает новизну. Но это только в том случае, если организм может приспособиться к изменению раньше, чем будут исчерпаны его ресурсы.

Человек адаптируется к конкретным изменениям среды: организм спортсмена привыкает к мышечным нагрузкам, полярника — к холоду, регулировщика уличного движения — к выхлопным газам. Даже если ситуация требует напряжения физических сил и психических способностей, но при этом привычна, человек не испытывает стресса. Следует стремиться к тому, чтобы начало и окончание действия нежелательного стимула были предсказуемыми. Непредсказуемость ослабляет действие приятных для человека стимулов, вызывающих положительные эмоции. Поэтому сюрпризы, которые мы устраиваем своим близким, не всегда радуют их так, как хотелось бы.

В повседневной жизни мы постоянно испытываем стресс, поэтому для успокоения стремимся к чему-то привычному и предсказуемому. Это ярко выражено у маленьких детей, ежедневно требующих перечитывать хорошо известную им книгу. Непреходящая популярность серийной литературы у взрослых объясняется именно тем, что при чтении очередного романа из знакомой серии ощущение новизны снижено до минимума. Это эффективное и доступное средство защиты от стресса реальной жизни, поскольку они погружают читателя в хорошо знакомую и поэтому успокаивающую атмосферу. Именно поэтому неизменным коммерческим успехом пользуются сериалы и фильмы со стереотипным и предсказуемым сюжетом.

Высшее образование улучшает способность приобретать новый опыт, переводить его в конкретные программы поведения, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных

Интересное открытие было сделано при изучении постстрессорных расстройств. Оказалось, что от переживаний, вызванных участием в боевых действиях, значительно меньше страдали ветераны с высшим образованием, чем люди с криминальным прошлым. Это связано с тем, что обучение в ВУЗе улучшает способность приобретать новый опыт, переводить его в конкретные программы поведения, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных.

Продолжая самообразование, мы не только совершенствуемся, но и повышаем свою способность избегать неконтролируемых стрессов, оставляя себе только приятно бодрящие стрессы. Накопление житейского и профессионального опыта способствует уменьшению числа ситуаций, вызывающих стресс.

Татьяна Кривомаз, д-р техн. наук,
канд. биол. наук, профессор

источник

ВВЕДЕНИЕ. Важное значение в формировании адаптации и дезадаптации, здоровья и патологии у человека имеет стресс (стрессорные реакции)

Важное значение в формировании адаптации и дезадаптации, здоровья и патологии у человека имеет стресс (стрессорные реакции).

Адаптация это способность, а дезадаптация — это неспособность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям существования (к изменениям как внешней, так и внутренней сред) посредством активизации многообразных реакций и механизмов, реализующихся на различных уровнях организации организма и сопровождающихся изменениями метаболических, структурных и физиологических процессов.

В основе адаптации лежит снижение чувствительности реагирующих структур организма (периферических и центральных рецепторов) к действию повторяющихся различных адекватных раздражителей (световым, цветовым, звуковым, обонятельным, вкусовым, температурным, осязательным, проприоцепторным, равновесия и др.).

В основе дезадаптации лежит нарушение адекватного реагирования как на однократные, так и многократные физиологические и патогенные воздействия.Дезадаптация обычно сопровождается сохранением и даже повышением чувствительности реагирующих структур к действию повторяющихся тех или иных раздражителей.

41.2. Классификация адаптаций

Виды адаптивных реакцийв зависимости от:

происхождения: биологические и социальные;

адекватности: адекватные или физиологические и неадекватные или патологические;

условий жизни: бытовые и производственные;

скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные. К срочным относятся сердечные, сосудистые, дыхательные, поведенческие и др. адаптивные реакции. К долговременным — геосоциальные биоритмы и др. К постоянным — геофизические биоритмы и др.

Виды адаптивных механизмовв зависимостиот:

затрачиваемой энергии: активные и пассивные;

роли наследственности: наследственные и приобретенные;

вида раздражителя: специфические и неспецифические;

скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные.

Активные механизмы реализуются с затратой, а пассивные механизмы — без затраты энергии (АТФ, АДФ, КрФ).

К наследственным (генотипическим) адаптивным механизмам относятся: инстинкты, безусловные рефлексы, видовой иммунитет, неспецифическийиммунитет к инфекционным и неинфекционным факторам с участием лизоцима, интерферона, комплемента, фагоцитоза и др. В основе генотипической адаптации лежит возникающее в ходе эволюции изменение различных структур генома, обеспечивающее лучшее приспособление организма к изменившимся условиям существования.

К приобретенным (фенотипическим) адаптивным механизмам относятся: условные рефлексы, навыки, активный иммунитет: естественный — постинфекционный и искусственный — поствакцинальный и др. В основе фенотипической адаптации лежат возникающие в процессе онтогенеза изменения жизнедеятельности (повышение выживаемости) организма под влиянием постоянно изменяющихся условий внешней среды либо вследствие ускоренного развития соответствующих морфологических структур, либо в результате активизации механизмов приобретения соответствующих навыков.

В основе специфической адаптации лежит увеличение устойчивости к повторно действующему одному и тому же раздражителю.

В основе неспецифической (перекрестной) адаптации лежит увеличение устойчивости как к постоянно действующему раздражителю, так и другим раздражителям (физическая нагрузка, недостаток О2, тепло, токсины и др.).

К срочным механизмам адаптации относятся: инстинкты, нервные, эндокринные, гуморальные, иммунные и миогенные механизмы.

К долговременным — специфические и неспецифические механизмы, приобретенные в процессе активного иммунитета.

К постоянно действующим — видовой иммунитет, обеспечивающий неспецифический иммунитет к действию как инфекционных, так и неинфекционных факторов.

Основные пути адаптации организмапо отношению к действию раздражителей:

бегство или устранение от действия раздражителя;

— активное противодействие организма раздражителю (защита от него, ослабление действия или разрушение его, ликвидация неблагоприятных последствий его действия).

Стадии адаптации:

по Ф.З. Меерсону: срочная, переходная, долговременная;

— по Г. Селье: тревоги, резистентности, истощения.

41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды

Естественной реакцией организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) является стресс.

Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременным условием свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, является постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз, гомеостазис, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учетом такого взгляда на жизнь, стресс — это состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — это различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза, организма. Стрессоры — это любые новые и достаточно информативные и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать разной степени выраженности нарушения гомеостаза организма.

Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующиеся в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими и биологическими, информационными, психогенными и эмоцигенными.

Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и др., вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуется как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно, конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причем современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия данных стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

Следует однако отметить, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий достаточно условная, ибо все достаточно интенсивные биологические мотивации человека социально опосредованы и всегда протекают с активизацией эмоционального компонента.

Возникающие в организме в ответ на действие разнообразных стрессоров те или иные стресс-реакции обычно представляют адаптивные (полезные) для целостного организма реакции, способные восстановить нарушенный гомеостаз и обеспечить нормальную его жизнедеятельность.

При первичном действии стрессора возникаетсрочная (аварийная) адаптация, что позволяет организму жить у условиях действия этого стрессора. В этом заключается положительное значение стресс-реакции, хотя она энергетически расточительна и не может в течение длительного времени обеспечить эффективное и устойчивое приспособление организма к действию стрессора.

При повторных неоднократных воздействиях на организм как одних и тех же, так и различных стрессорных факторов умеренной интенсивности развивается устойчивая долговременная адаптация. У организма возникает повышение резистентности к действию как данного, так и других стрессорных факторов.

При чрезмерно сильных и длительных стрессорных воздействиях адаптация становится неэффективной. В организме формируются и усиливаются повреждения, способные привести к его заболевания и даже гибели.

По Селье, стресс рассматривается как синдром, вызываемый разными повреждающими факторами (1936, журнал Nature), либо как общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование (1960), либо как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе (1960, 1972).

В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс — стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки, а на средние по силе раздражители — реакции активации. Эти научные исследования ростовских ученых признаны в виде открытия. Именно эустрессы имеют наиболее важное для жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса ® отсутствие адаптации ® отсутствие резервов ® нарушение жизнедеятельности ® смерть.

В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.

На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределенных и, особенно, личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс — резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями полома, повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других дисрегуляторных расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.

Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся явлениями повреждения (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).

При этом можно утверждать, что стрессогенность организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.

Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной, общей (системный стресс) и локальной, местной (местный стресс).

Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги в целостном организме. Местный стресс — возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений вограниченной части тела.

Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.

Системный стресс (системная стресс-реакция), сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.

Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обостренное внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать все, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь, а если возможно, то и продолжить свой род и вид).

Физиологические изменения при стрессе в организме включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни и получающих больше кислорода, питательных и регуляторных веществ.

В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, который позволяет организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности, мобилизации на борьбу с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательный воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс — это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».

Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессорной патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы)- ее базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

Неадекватность стресс-реакции предъявляемым требованиям окружающей среды может протекать в следующих основных формах: гипоэргическая (недостаточная), гиперэргическая (избыточная) и дизэргическая (извращенная)форма ответа.

В частности, при гипоэргической форме ответа сила стрессора превышает возможности стресс-системы организма и в развитии адаптации преобладает мобилизация за счет катаболических процессов с выраженным распадом структур. Полноценной системной реакции резистентности не происходит вследствие индивидуальной генетической недостаточности того или иного звена стресс-реализующей системы. Такое состояние организма Г. Селье характеризовал «низкой адаптивной силой». Вся совокупность сдвигов в стресс-системе (резкое увеличение гормонов, отрицательный азотистый баланс, снижение массы тела, гиперферментемия, деструкция митохондрий и лизосом клеток с развитием очагового некроза в адаптирующих системах) не сопоставима с увеличением расхода энергии и составляет основу перехода в болезнь, вплоть до гибели организма.

Во гиперергическом варианте сильная или умеренная стресс-реакция становится длительной вследствие продолжающегося действия стрессора. Эта форма стрессовой патологии особенно характерна для состояния продолжительного эмоционального стресса — эмоционального напряжения. Учитывая многочисленные причины формирования сильных отрицательных эмоций, создаются предпосылки для суммации возбуждения и появления застойного очага в эмоциогенных структурах мозга (гипоталамус и др.), создающих и поддерживающих гиперактивацию стресс-реакции. Большое значение имеет индивидуальный опыт человека, определяющий значимость стрессора.

При хронизации патологических процессов описанные выше адаптивные механизмы стресс-реакции могут превращаться в повреждающие. Например, перегрузка клеток Са 2+ и увеличение свободно-радикальных форм жирных кислот приводят к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток. Таков один из механизмов стрессогенного повреждения миокарда. Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределенном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих» органов. Это один из ведущих механизмов развития стрессогенных язв пищеварительного тракта. Длительный стресс ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов, может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.

Заболевания, в патогенезе которых стресс играет определяющую, решающую роль Г. Селье назвал «болезнями адаптации». В настоящее время они составляют большую группу психосоматических заболеваний — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия и атеросклероз, иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания, ожирение и др. Эмоциональный стресс является ведущей причиной развития психозов и неврозов.

Хронический системный стресс в отличие от острого, включает преимущественно дизадаптивные неспецифические изменения в организме. Он, в частности, характеризуется развитием синдрома хронической усталости.

Проявлениями последнего являются:

* физическое и психическое утомление организма;

* частая смена настроения, превалирования чувства усталости, разбитости, повышенной тревожности, раздражительности, рассеянности, нетерпимости и антипатии к окружающим людям;

* снижение полового влечения, импотенция, дисменорея, аменорея;

* иммунодефицит (клеточный, гуморальный, специфический и неспецифический);

* сердцебиения, аритмии, стенокардия, миокардиодистрофии, инфаркт;

* нарушения зрения, слуха, обоняния, вкуса;

* развитие неврозов и их прогрессирование;

*развитие психозов и их прогрессирование и др.

Читайте также:  Зуд кожи тела при стрессе

Таким образом, срочная неспецифическая адаптивная реакция, какой является стресс, может превращаться в причину развития повреждений организма и становиться механизмом развития многих заболеваний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9497 — | 7517 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с понятием стресс. Современный человек, наверное, даже не может себе представить тихую, спокойную, размеренную жизнь, лишенную стресса.

Мы все привыкли считать, что стресс — это плохо. Все верно, но не совсем.

Итак, стресс — это общий адаптационный механизм, который является неспецифической реакцией организма в ответ на любое воздействие физического или психоэмоционального характера, приводящее к нарушению целостности организма, его структур и постоянства внутренней среды.

Другими словами, стресс — это особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстримальные ситуации.

Таким образом, можно сказать, что стресс — это защитный механизм, возникающий в ответ на любое воздействие, которое может расцениваться организмом, как угроза для жизни.

Условно стресс можно разделить на три группы: физический (или физиологический), информационный и эмоциональный. Последних два еще объединяют под названием психологический стресс.

Физический (или физиологический стресс) возникает в результате непосредственного действия физического стрессорного фактора на организм. К физическим стрессорным факторам относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерные физические нагрузки.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек по тем или иным причинам не в состоянии правильно воспринимать, анализировать, использовать и преобразовывать полученную информацию, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе.

Сейчас очень много информационной насыщенности, информационного шума, информационного загрязнения. Порой человеку бывает очень трудно разобраться во всем этом потоке и многообразии зачастую разрозненной информации. Правильность восприятия информации во многом зависит от нашего отношения к ней. Восприятие информации искажают наши эмоции. Только в спокойном состоянии человек способен адекватно и грамотно воспринимать, анализировать и использовать полученную информацию.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители. Кроме того, эмоциональный стресс возникает в результате нашего эмоционального реагирования на событие или на информацию. Человек привык отрицательно реагировать на происходящее — непринятие, злость, обида, ненависть, зависть, считать случившееся с ним ошибкой или жестокой несправедливостью и т. д. При таком реагировании человек начинает видеть не возможности, а проблемы и препятствия, создавая тем самым «порочный замкнутый круг», забывая о том, что любая жизненная ситуация — это прежде всего возможность научиться чему-то новому и полезному. Воспринимая любую жизненную ситуацию как возможность, а не проблему, человек тем самым создает благоприятную почву для себя, своей жизни и своего развития.

Биологической функцией стресса является адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий самого разного характера. Поэтому, появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние организма и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Ганс Селье выделил три стадии стресса.

  1. Стадия тревоги (alarm). Заключается в мобилизации всех адаптационных ( защитных) механизмов организма. Она выражается в реакции надпочечников (выброс адреналина и норадреналина в кровь), иммунной системы( активация) и желужочно-кишечного тракта.

Эта стадия очень короткая, длится в среднем несколько часов.

  1. Стадия компенсации ( адаптации). Организм начинает работать в напряженном режиме, но функции свои выполняет. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости повышается. Во время этой стадии при болезнях и травмах к пораженному участку направляются антитела (клетки иммунной системы, которые вырабатываются лимфоцитами для защиты от чужеродных белков). При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или к бегству.

Длительность стадии стадии компенсации от нескольких дней до двух месяцев.

  1. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление организма стрессорным факторам оказывается успешным организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма истощаются. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки тревоги, но теперь они могут быть необратимы и человек может погибнуть. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

Длительность стадии истощения от двух месяцев и более.

Первая и вторая стадии называются острым стрессом. Когда стрессорный фактор воздействует длительное время и наступает стадия истощения, то это называют хроническим стрессом.

Влияние стрессовых состояний на организм неоднозначно.

Острый, т. е. кратковременный стресс оказывает на организм в целом положительное влияние, в то время, как хронический длительно существующий стресс оказывает неблагоприятное воздействие на организм , приводя его к истощению, перенапряженному состоянию, а порой и к гибели.

На психологическом уровне стадии стресса можно рассматривать следующим образом:

  1. Стадия тревоги — это фаза мобилизации. На начальных этапах развития стрессового состояния, поскольку эмоции человека еще не достигли своего максимума, эта стадия оказывает в целом положительное влияние на организм и деятельность человека. На этом этапе внешние стрессовые факторы выступают здесь в роли своеобразных стимулов, позволяющих включить весь потенциал личности а активнею деятельность. На этом этапе легко используется информация, в том числе и информация прошлого опыта, легко и быстро принимаются решения, мышление становится, креативным и оригинальным, деятельность человека приобретает продуктивный характер.
  2. Стадия компенсации — это фаза расстройства. У человека существует некий предел сопротивления как физической так и психической сфер. Пока этот предел не достигнут происходит мобилизация всех имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои», эмоции из положительных трансформируются в преимущественно отрицательные, деструктивные. В результате сужается объем восприятия, затрудняется восприятие и анализ информации, мышление становится стереотипным, деятельность человека утрачивает конкретность и становится либо импульсивной, либо инертной.
  3. Стадия истощения — это фаза деструкции (разрушения). На этой стадии в результате истощения всех имеющихся физических и психоэмоциональных ресурсов может произойти полное «выключение» личности из ситуации. Происходит своеобразная блокировка восприятия, памяти и мышления, возникает своего рода «интеллектуальный ступор». Деятельность человека становится либо полностью хаотичной и беспорядочной, либо абсолютно заторможенной.

Примером положительного влияния острого кратковременного физического стресса на организм является химический (кислотный) пилинг кожи. При нанесении на кожу стрессорного фактора в виде раствора кислоты происходит:

  • увеличение скорости деления клеток базального слоя эпидермиса;
  • активация меланоцитов;
  • активация деятельности фибробластов;
  • увеличение синтеза (образования) компонентов дермы (коллагена, эластина, гиалуроновой кислоты);
  • увеличение скорости синтеза эпидермальных липидов (церамидов);
  • улучшение микроциркуляции;
  • улучшение отшелушивания мертвых роговых клеток эпидермиса.

Таким образом, все это приводит к улучшению свойств и внешнего вида кожи, повышению упругости, эластичности кожи и видимому омоложению.

Примером хронического стресса может быть любое хроническое (т. е. длительно существующее, более 2 месяцев) заболевание.

Основные физиологические механизмы стресса — гормональные.

Главным морфологическим признаком сформировавшегося устойчивого стресса является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, где происходит синтез стероидных гормонов (кортизола, альдостерона и др.), уменьшение вилочковой железы (тимуса) и изъязвление желудка.

Действие стрессорного фактора воспринимается организмом через органы чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус). Импульсы от этих органов чувств по нервным волокнам передаются в гипоталамус (отдел промежуточного мозга, управляющий жизнедеятельностью организма, поддерживающий гомеостаз (постоянство внутренней среды) и связывающий нервную и эндокринную системы) и происходит активация эндокринной и вегетативной нервной системы. В результате этой активации в кровь выделяется ряд гормонов таких как: окситоцин, вазопрессин, тиреотропный гормон, тироксин, адреналин, норадреналин и котикостероидные гормоны (кортизол и альдостерон). Адреналин и норадреналин — это гормоны, активирующие клеточный метаболизм. Кортизол или «гормон стресса» повышает уровень глюкозы в крови, усиливает клеточные обменные процессы, тем самым подготавливая человека к борьбе со стрессом. Но, при длительном стрессе, когда кортизола становится в организме слишком много могут возникнуть следующие изменения: увеличение веса, потеря костной ткани, риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний и истощение энергетических запасов. Альдостерон повышает артериальное давление и обеспечивает быстрое поступление кислорода к активно работающим структурам организма.

Объективными признаками, по которым можно судить о стрессе , являются его физиологические проявления (повышение артериального давления, увеличение уровня глюкозы в крови, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и т. д.) и психологические (раздражительность, переживание, тревога, ощущение беспокойства, усталость и т. д.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Длительный хронический стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, упадок настроения или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, бессонница, повышенная утомляемость и т. д.).

При хроническом стрессе может нарушаться вся мотивационная сфера личности, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности и полностью меняются адаптивно-поведенческие навыки.

Подводя краткий итог всего выше сказанного, я могу сказать только одно — все взаимосвязано и нет какого-то одного универсального способа при помощи которого человек мог бы справится с длительно существующим стрессом.

Кому-то на определенном этапе помогают фармакологические препараты (антидепрессанты), кто-то ищет вдохновения в произведениях искусства, книгах и стихах, для кого-то скоропомощным является молитва или медитация.

Для каждого человека правильным является то, что для него приемлемо именно в данный момент. Только сам человек может определить что ему необходимо, прислушиваясь к своему организму и правильно его понимая.

Выйти из стрессовой ситуации с наименьшими потерями, порой, бывает очень трудно.

Но, неизменным антистрессовым продуктом, во все времена, остается черный шоколад. Ведь именно в сладком содержаться легко доступные молекулы глюкозы, которые являются универсальной и быстрой энергией для клеток нашего организма в том числе и для клеток головного мозга.

В интернет-магазине BIOVELD представлен широкий ассортимент органического шоколада и различных безглютеновых сладостей: шоколадные мюсли, белый шоколад с декстрозой, молочный шоколад с орехами, питательные батончики, печенье, вафли, черный шоколад без лактозы с декстрозой, хлебные палочки с шоколадным кремом, шоколадное печенье с кремом, бисквитные пирожные, печенья с заварным кремом, крекеры и кексы.

Кроме того, к продуктам, снижающим уровень кортизола «гормона стресса» в крови относятся: лосось, овощные салаты, индейка, черника, апельсины, курага, авокадо. А также такие травы как гинко билоба, зверобой, радиола розовая, солодка, элеутерококк, женьшень, базилик. Эти растения еще называют адаптогенами, так как они помогают восстановить баланс в организме и защитить его неблагоприятного воздействия.

Мы не всегда можем все наперед предугадать и предусмотреть, Но, именно в наших силах есть способность в сложившихся трудных ситуациях увидеть не преграды, а возможности, ведь минус — это уже половина плюса.

Именно преграды и препятствия помогают человеку развиваться. Корабль, преодолевая сопротивление воды, движется вперед.

Трудности внешнего мира помогают научится быть стойким. Преодолевая сложности человек достигает умения держаться как физически, так и психологически (морально).

Да, порой бывает очень сложно пережить трудные жизненные ситуации, но именно они дают возможность человеку понять кто же он есть на самом деле и какая невероятная сила заложена в нем самом.

Будьте счастливы и никогда не теряйте веру в себя!

врач дерматолог, косметолог, микробиолог, биохимик.

источник

1. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека.

Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса).

3. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы.

Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

1. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека. Под фрустрацией понимают психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения актуальных и доминирующих потребностей. Проявлениями фрустрации бывают самые различные отрицательные эмоции (досада, разочарование, тревога, раздражение, злоба, отчаяние).

Сила эмоций, вызванных фрустрацией, у каждого отдельного человека определяется тем, насколько актуальна та потребность, которая была блокирована. Так, интровертированный человек легко переносит отсутствие комфорта, порядка и признания со стороны окружающих, но очень болезненно относится к ситуациям, ограничивающим его самостоятельность (автономию). Возбудимый человек почти не нуждается в автономии и в понимании происходящего (не обращается за разъяснениями), однако очень плохо переносит монотонное существование, так как сильно нуждается в переживаниях. Педантичный хорошо приспособлен к однообразной деятельности, но не переносит беспорядка и неопределенности. При оценке тяжести фрустрации также следует учитывать индивидуальную способность человека переносить лишения без негативных последствий для здоровья.

Конфликтом мы называем существенное противоборство интересов и потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены без ущерба для одной из сторон, и это становится причиной дальнейшего затягивания неблагоприятной, вызывающей напряжении ситуации.

Межличностный конфликт вызван противоборством интересов нескольких людей: мужа и жены, родителей и детей, начальника и подчиненных, ученика и учителя, врача и больного. Интенсивность такого конфликта резко возрастет при близком общении и угасает тогда, когда участники конфликта изолированы друг от друга. Очень редко бывает, чтобы межличностный конфликт затрагивал интересы только двух людей, поскольку участники всегда стараются найти союзников в своей борьбе.

Одним из частых конфликтов в медицинском коллективе является инновационный конфликт, выражающийся в противостоянии попытке реорганизовать работу коллектива, ввести новые методы лечения и обследования, изменить форму отчетности. Новатор стремится не только улучшить эффективность работы, но и добиться признания и повышения своего авторитета. Консерватор противодействует новшеству не только из лени и нежелания осваивать новые методики, но также из-за страха потерять свои позиции в коллективе, лишится доминирующего статуса.

Внутриличностный конфликт – это переживание, вызванное внутренним столкновением нескольких противоборствующих потребностей индивида, негативная окраска которого задерживает принятие решения. Иногда личностный конфликт определяют как неразрешимое соперничество того, что «я хочу», «я должен» и «я есть на самом деле». Внутриличностному конфликту соответствуют такие чувства, как тревога, сомнения, колебания, самообвинение, раздражение, разочарование, отсутствие перспективы, ощущение внутреннего тупика. Внутриличностный конфликт рассматривают как одну из основных причин неврозов и психосоматических заболеваний.

2. Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса). Адаптация относится к общенаучным, интердисциплинарным понятиям. По определению Ф.Б.Березина (1988), адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет ему удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды.

С позиции адаптационного подхода под социально-психологической адаптацией понимают процессы, обеспечивающие адекватную организацию микросоциального взаимодействия и достижение общественно значимых целей. Социально-психологическая адаптация тесно связана с двумя другими аспектами единой адаптации человека: с собственно психической адаптацией, обеспечивающей поддержание психического гомеостаза и сохранение душевного здоровья, и с психофизиологической адаптацией, реализующей оптимальную организацию психофизиологических соотношений и сохранение соматического здоровья.

Адаптация рассматривается в двух аспектах: статическом и динамическом. Динамическое понятие адаптации обозначает процесс приспособления человека к меняющимся условиям среды, который носит активный, целенаправленный и преобразующий характер. Статический аспект адаптации отражает результат приспособительного процесса, характеризующийся относительным соответствием (равновесием) между человеком и средой. Оба аспекта адаптации неразрывно взаимосвязаны. Для характеристики степени соответствия человека и среды служит понятие адекватности адаптации. В системе адаптивного поведения соматические, нервно-психические и социальные компоненты тесно взаимосвязаны, и изменение любого из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов. Любая сложная система, а человек является сложноорганизованной, многоуровневой системой, будет стабильна лишь при наличии достаточных адаптационных возможностей.

Проблема психической адаптации человека к различным стрессогенным ситуациям приобретает в современном обществе все большее значение. С психологической точки зрения стрессовыми по своему характеру являются для человека так называемые трудные ситуации, которые характеризуются рядом общих признаков:

1) наличием препятствий для достижения значимых целей;

2) отсутствием средств для достижения цели;

4) воздействием на психологический уровень функционирования.

Стресс – это системная реакция организма на биологическое. химическое, физическое, или психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. В широком смысле стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под стрессом можно понимать любые перемены в жизнедеятельности человека, которые требуют приспособления (адаптации) к изменившимся условиям существования.

Само слово «стресс» (от лат. stringere — затягивать) имеет давнюю историю. Впервые оно появилось в строках английского поэта Р.Маннинга в 1303 г.

В медицинской литературе понятие «стресс» стали широко использовать после выхода в свет работ выпускника Пражского университета Г.Селье, который в 1926 г. впервые ввел в обиход этот термин, означающий напряжение, нажим, давление, позаимствовав его из науки о сопротивлении материалов, и метко употребил его применительно к человеку. Под стрессом он понимал совокупность «неспецифических реакций организма на любое требование из вне».

Острый стресс. К его разновидностям относятся:

1) ситуация конфликта – условия противоречивых требований;

2) фрустрация – блокирование реализации значимой (актуальной) потребности;

Читайте также:  Зуд с высыпаниями от стресса

3) кризис – «эпоха перемен», когда возникает необходимость резкого изменения стереотипов деятельности.

Хронический стресс. Человек сталкивается не с массивными и интенсивными воздействиями на психику, как при остром стрессе, а с умеренными или даже слабыми, но постоянно повторяющимися и длительно действующими. Эта реакция универсальна и направлена на защиту человека или животного и на сохранение целостности его организма. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора включает три стадии, объединенные понятием «общий адаптационный синдром».

На первой стадиитревоги – в организме происходят такие изменения, как напряжение мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.

На второй стадиирезистентности – организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость (резистентность) организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.

Третья стадияистощения, возникающая при воздействии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.

Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию.

Дезадаптация – это состояние нарушенного гомеостаза (динамического равновесия организма и внешней среды), наступающее в случае, если защитные механизмы истощились, а действие стрессогенного фактора не было полностью нейтрализовано.

Стрессогенным фактором называется любое воздействие, идущее из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.

Существует два пути возникновения стресса: психологический и физиологический. Если стрессогенный фактор не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса, то такой стресс расценивается как физиологический, или системный.

Если же стрессогенный фактор преломляется в большей или меньшей степени через сознание человека, то возникающие при этом изменения считаются психологическим стрессом. Воздействие приобретает стрессогенный характер, если оно оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию. Большое значение имеет понимание ятрогенного стресса, возникающего вследствие получения от медицинских работников сведений, способных вызвать у пациента чувство тревоги. Одной из причин возникновения психологического стресса у человека является невозможность реализовать ту или иную значимую для него потребность, вызванную, например, болезнью. Психологические причины стрессов получили название психические травмы (психотравмы). В настоящее время понятие психологического стресса нередко приравнивают к понятию фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration – обман, расстройство, разрушение планов) представляет собой психическое состояние краха и подавленности, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, которые вызваны переживанием неудачи. Трудности, возникающие на пути к достижению цели или решению задач, воспринимаются как непреодолимые. Ситуацию, в которой возникает такое психическое состояние, именуют фрустрирующей.

Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями:

— наличием актуальной потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

— блокированием возможности ее реализации, наличием сопротивления (препятствия – фрустратора).

1. Пассивное внешнее сопротивление – наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве.

2. Активное внешнее сопротивление – запреты и угрозы со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают.

3. Пассивное внутреннее сопротивление – осознание или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить задуманное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения.

4. Активное внутреннее сопротивление – угрызения совести.

Основными субъективными психологическими проявлениями стрессового состояния являются тревога и страх, т.е. ощущение неопределенной угрозы, опасности. Оно связано с тем, что человек не может точно определить характер угрозы из-за отсутствия или недостатка информации о раздражителе, неправильной ее логической переработки или сочетания того и другого. Легкая степень тревоги иногда оказывает положительное влияние на интеллектуальную и физическую деятельность человека. Примерами тому служат улучшение способности вспомнить необходимый материал на экзамене при легком волнении; повышение спортивных показателей при умеренном предстартовом напряжении и др. По мере нарастания тревоги продуктивная деятельность падает. Но во всех случаях тревога – это сигнал неблагополучия, который побуждает человека предпринимать те или другие действия, помогающие ему избавиться от этого чувства. Страх возникает тогда, когда человек не находит в данный момент выхода из угрожающего ему положения, но выделяет в качестве его причины какой-то определенный фактор (явление, объект), который на самом деле может и не быть истинной предпосылкой стресса. Страх, как и тревога, имеет защитное значение, он побуждает человека к действию в целях самосохранения. Однако при избыточной выраженности страх может вести к дезорганизации поведения.

Хронические или неконтролируемые и непредсказуемые стрессы могут приводить к неврозам, психосоматическим заболеваниям. Роль стресса в развитии заболеваний выражается в срыве функционирования органа-мишени:

— головной мозг – ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов, кислородное голодание клеток;

— сердечно-сосудистая система – аритмия, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;

— дыхательная система – одышка, хроническая гипервентиляция легких, нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов;

— желудочно-кишечный тракт – нарушения пищеварения, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит;

— мочеполовая система – воспаление мочевого пузыря, нарушение менструального цикла, расстройства эрекции;

— мышечная система – сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя;

— суставы – ревматоидный артрит;

— кожа – крапивница, экзема, псориаз;

— иммунная система – снижение иммунитета.

Психотравмирующий характер ситуации зависит как от природы события, так и от ресурсов, способности к защите и механизмов, позволяющих данной личности справляться со стрессом. Выделяют факторы, предрасполагающие личность к психической травматизации в условиях стрессового воздействия, в частности эмоциональные:

сенситивность – повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость;

ригидность – склонность к фиксации негативных переживаний с образованием очагов застойного возбуждения, эмоционального напряжения;

недостаточное проявление эмоций вследствие повышенного самоконтроля с длительным подавлением чувств.

В ответ на воздействие психотравмирующих факторов личность вырабатывает комплекс приемов, позволяющих уменьшить силу стресса, связанного, например, с болезнью и ее социальными последствиями. Система психологической защиты представляет собой проявление активности личности в процессе адаптации. Способность к защитной психической деятельности делает одних людей хорошо, а других слабо защищенными психологически. Существует понятие адекватности психологической защиты: действие защитного механизма может быть как адаптивным, так и дезадаптивным.

Психологические механизмы адаптации подразделяются на два типа: механизмы психологической защиты и копинг-механизмы.

В отличие от первых, действующих в рамках неосознанной области психики, вторые позволяют разработать сознательные стратегии, направленные на устранение психологической угрозы.

3. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы.

Стратегии преодоления стресса стали предметом теоретических и практических исследований сравнительно недавно, хотя, по словам Р.Лазаруса, стресс и его преодоление – это «две стороны одной медали», а совладание со стрессом – центральная проблема здоровья.

Понятие «копинг» — преодоление стресса – было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р.Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом.

Существуют эмоциональные, физиологические, поведенческие и социальные корреляты, которые информируют о тех или иных копинг-процессах и дают возможность их измерить как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни.

По признаку успешности совладания со стрессом принято выделять эффективные (конструктивные) и неэффективные копинг-стратегии.

Целенаправленное поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, названо активным копинг-поведением. Формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматриваются как паллиативное, пассивное копинг-поведение.

Таким образом, преодоление стресса, — это процесс, при котором индивидом совершаются попытки:

-изменить или ликвидировать проблему;

-уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;

-облегчить воздействие стресса путем отвлечения на что-либо или с помощью других различных способов его преодоления, таких, как употребление транквилизаторов, алкоголя, физические нагрузки и др.

Предполагается, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Поведение, направленное на устранение угрозы (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Обе функции проявляются в большинстве стрессовых ситуаций, а их соотношение зависит от того, как оценивается обстановка. Если ситуация воспринимается как принципиально изменяемая, то включается проблемно-ориентированный копинг, а если она кажется неуправляемой, то используются эмоционально-ориентированные стратегии.

Типы защитных стратегий могут проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере.

С ними связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей или замещающей проблему.

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, горя, злости или к подчеркнутому оптимизму, уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а в ряде случаев, напротив, наблюдается полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на окружающих.

В интеллектуальной сфере совладание со стрессом базируется на развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию.

Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов, понимаемых как относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, низкий нейротизм (психологическая устойчивость), эмпатию, аффилиацию (ориентацию на общение, потребность в коммуникации) и некоторые другие психологические свойства.

Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

Понятие психологической защиты (ПЗ) обязано своим происхождением психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было сформулировано в 1894 г. Концепция психологической защиты используется практически во всех психотерапевтических школах. Тем не менее, отсутствуют общепринятые определения и классификация психологической защиты и не до конца понятна ее роль в формировании расстройств личности и невротических симптомов.

Согласно Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта». Первоначально механизмы ПЗ рассматривались как средства разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Впоследствии, исходя из разработанной психоаналитической теории личности, они стали пониматься как функции Эго, отвечающие за интеграцию и адаптацию при угрозе целостности личности. Единственный механизм, который З.Фрейд рассматривал как «не невротический», «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов – сублимация. Он считал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры, способствуя разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых формах поведения и позволяя заменить потребности, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, социально одобряемыми целями, а инстинктивное поведение — способами поведения, принятыми в обществе.

А.Фрейд попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах ПЗ, накопившиеся к середине 40-х годов XX в. В базовую концепцию З.Фрейда были внесены определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних, т.е. социогенных, конфликтов; эти механизмы стали рассматриваться как продукты развития и научения; наконец, было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. А.Фрейд, К.Хорни (1993) и Э.Александер (1950, 1980) реконструировали теорию механизмов ПЗ, видя их источник в борьбе между собой двух стремлений к безопасности и удовлетворению потребностей, которая и вызывает вытеснение.

Механизмы ПЗ развиваются в онтогенезе как средства адаптации и разрешения психологических конфликтов, а наиболее мощным критерием их эффективности является ликвидация тревоги.

Соответственно ПЗ является способом интрапсихической адаптации. Ее цель – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на протективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование) и дефензивные (рационализация, интеллектуализация, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение). Первые считаются более примитивными, они блокируют поступление конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее наиболее «безболезненным» для психики образом.

Виды психологической защиты:

1. Вытеснение (аналог подавления) в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З.Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией (например, ханжество).

4. Интеллектуализация («рационализация») – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования; замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

7. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений (например, чрезмерная опека может быть реактивным образованием по отношению к бессознательному безразличию, черствости, жестокости).

Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков:

— механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

— механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

— для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

Таким образом, человек реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Копинг-стратегии принято считать более высокоорганизованными и сложными защитными нормами поведения. Они могут выступать как осознанные целостные варианты бессознательных защит и/или включать их как составные элементы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. — М., 1988. — 150 с.

2. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. — Л.: Медицина, 1980. — 184 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М.: Наука, 1983. — 386 с.

4. Менделевич В.Д. Адаптационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологич. журн. – 1996. – Т. 17, № 4. – С. 107-115.

5. Михайлов А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях /А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопр. психологии. — 1990. — № 5. — С. 106-111.

6. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов / Ин-т им. В.М. Бехтерева; сост. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. — СПб., 1995. — 16 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 125 с.

8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984.

9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

10. Lazarus R.S. Psychological stress and coping in adaptation and illness / R.S. Lazarus // Int. J. Psychiat. Med. — 1974. — Vol. 5. — P. 321-333.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с) .

источник